Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 426870-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар" подписано в г. Челябинске 9 ноября 2017 г. (далее - Соглашение).
Целью Соглашения является урегулирование спорной ситуации, при которой после распада СССР и разделения нефтепроводов по территориальному принципу технологическая нефть в количестве 62 048 тонн в нефтепроводе "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" на территории Казахстана оказалась на балансе АО "Транснефть-Урал" - дочерней структуры ПАО "Транснефть" и в количестве 141 728 тонн в нефтепроводе "Омск - Павлодар" на территории России - на балансе компании АО "КазТрансОйл".
Соглашение закрепляет право собственности на технологическую нефть по территориальному принципу, а также регулирует Порядок расчетов и компенсаций, связанных с различным количеством технологической нефти на российском и казахстанском участках.
В результате урегулирования вопросов принадлежности технологической нефти АО "Транснефть - Урал" и АО "КазТрансОйл" не получат какой-либо экономической выгоды.
Соглашение предполагает обмен нефти, принадлежащей АО "КазТрансОйл" и расположенной в российском участке трубопровода "Омск - Павлодар", на нефть, принадлежащую АО "Транснефть - Урал" и расположенную в казахстанском участке трубопровода "Туймазы - Омск - Новосибирск-2". Объем обмениваемой нефти составляет 62 048 тонн.
Остаток нефти в объеме 79 680 тонн, принадлежащий АО "КазТрансОйл", физически будет передан с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан путем вытеснения по трубопроводу "Омск - Павлодар". Для вытеснения этой нефти потребуется приобретение дочерним обществом ПАО "Транснефть" (АО "Транснефть-Западная Сибирь") такого же объема технологической нефти. Приобретение технологической нефти планируется осуществить на внутреннем рынке за счет собственных средств АО "Транснефть-Западная Сибирь" за рамками Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусматривается, что признание права собственности на нефть за АО "Транснефть-Урал" (дочерним обществом ПАО "Транснефть") и АО "КазТрансОйл" в целях налогообложения не рассматривается в качестве дохода при исчислении применительно к Российской Федерации налога на прибыль организаций, применительно к Республике Казахстан - корпоративного подоходного налога (включая налог, удерживаемый у источника выплаты), а также не является реализацией (оборотом по реализации) для исчисления косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акциза) в Российской Федерации и в Республике Казахстан, не признается облагаемым импортом в Республике Казахстан и не подлежит обложению иными налогами, сборами и другими обязательными платежами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Казахстан.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Так, согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Кроме того, в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти, нефтепродуктов из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе российские организации, при этом статьей 4 Соглашения закрепляется положение о том, что признание права собственности на нефть за АО "Транснефть-Урал" (дочерним обществом ПАО "Транснефть") и АО "КазТрансОйл" в целях налогообложения не рассматривается в качестве дохода при исчислении применительно к Российской Федерации налога на прибыль организаций.
Исполнение Соглашения не потребует изменения законодательства Российской Федерации или принятия новых федеральных законов.
Проекты федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации о ратификации Соглашения не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
Предлагаемые в проекте федерального закона о ратификации Соглашения решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар"
Принятие и реализация федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в магистральных нефтепроводах "Туймазы - Омск - Новосибирск-2" и "Омск - Павлодар" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.