Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 июня 2017 г. N 5.1-01/1432
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
принятый Государственной Думой 21 июня 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (N 185935-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 мая 2017 года.
Федеральным законом предусматривается внесение в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) изменений, предусматривающих корректировку показателей федерального бюджета на 2017 год. При этом показатели на плановый период 2018 и 2019 годов не изменяются. Федеральный закон подготовлен по результатам исполнения федерального бюджета за январь - апрель 2017 года, а также на основе ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.
В соответствии с Федеральным законом (пункт 1 статьи 1) общий объем доходов федерального бюджета составит 14 678,8 млрд. рублей, что на 1 191,3 млрд. рублей больше объема, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ. Общий объем расходов федерального бюджета увеличивается на 361,8 млрд. рублей и составит 16 602,6 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета устанавливается в размере 1 923,8 млрд. рублей, что на 829,5 млрд. рублей ниже утвержденного показателя.
Федеральным законом (подпункт "а" пункта 2 статьи 1) дополняется абзац четвертый пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 415-ФЗ положением, согласно которому казначейскому сопровождению не будут подлежать средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным средствам массовой информации.
Федеральным законом (пункт 9 статьи 1) предоставляется право Правительству Российской Федерации провести в 2017 году реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в пределах расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на подготовку к проведению в 2015 и 2016 годах международных спортивных соревнований по олимпийским видам спорта, решения о проведении которых были приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом (подпункт "а" пункта 13 статьи 1) вносятся в статью 21 Федерального закона N 415-ФЗ изменения, касающиеся оснований для использования зарезервированных бюджетных ассигнований в составе утвержденного общего объема расходов и оснований, связанных с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.
Часть 1 указанной статьи также дополняется новым пунктом 6.1, предусматривающим возможность направления средств, поступающих от уплаты и (или) взыскания денежных сумм по банковским гарантиям, предоставленным в качестве обеспечения исполнения государственных контрактов, заключенных в целях реализации инвестиционных проектов по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства в рамках мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, на реализацию этих инвестиционных проектов.
В соответствии с Федеральным законом (подпункт "б" пункта 13 статьи 1) в целях завершения проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" предоставляется право по решению Правительства Российской Федерации использовать средства неиспользованных имущественных взносов Российской Федерации в размере до 5 000,0 млн. рублей, направленных в его уставный капитал в 2013 - 2015 годах для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги".
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем по нему имеются замечания правового характера.
Федеральным законом (абзацы третий - пятый, восьмой подпункта "в" пункта 13 статьи 1) регулируются вопросы передачи в казну Российской Федерации и последующего внесения в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" всех обыкновенных и привилегированных акций Акционерного коммерческого банка "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (публичное акционерное общество), ранее принадлежащих и (или) приобретенных государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - ГК "АСВ") в 2017 году. При этом устанавливается, что на приобретение указанных акций не распространяются положения Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", регламентирующие Порядок получения предварительного (последующего) согласия Центрального банка Российской Федерации на приобретение акций (долей) кредитной организации.
В связи с этим обращаем внимание, что на дату принятия Федерального закона непосредственно сама возможность отчуждения приобретенных ГК "АСВ" привилегированных акций кредитной организации установлена пока в рамках проекта федерального закона N 187903-7 "О внесении изменения в статью 3.2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (рассмотрен Советом Государственной Думы 13 июня 2017 года).
Федеральным законом (абзац седьмой подпункта "в" пункта 13 статьи 1) предоставляется право Правительству Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета использовать средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в размере до 200 000 000,0 тыс. рублей сверх объема, предусмотренного Федеральным законом N 415-ФЗ.
В связи с этим отмечаем, что бюджетным законодательством не предусмотрена возможность использования средств ФНБ на данные цели, поскольку пунктом 1 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Правовым последствием принятия Федерального закона является утверждение уточненных показателей федерального бюджета на 2017 год.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж", "з" (финансовое регулирование, федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктами "а", "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федерального бюджета, финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 июля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации B.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам C.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.