Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 431165-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 8 ноября 2017 года N 417-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Чукотского автономного округа", содержащим (поручение) (рекомендации) о подготовке проекта законодательной инициативы о внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации в части разрешения разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр в целях производства строительных материалов в границах водоохранных зон водных объектов, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией пункта 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 8 статьи 65" следует читать "пункта 8 части 15 статьи 65"
В Чукотском автономном округе 90% месторождений песка и песчано-гравийной смеси расположены в пределах водоохранных зон. Многие из месторождений общераспространенных полезных ископаемых ранее осваивались, не нанося какого-либо существенного ущерба водным объектам. Запасы песка и песчано-гравийной смеси месторождений, которые генетически связаны с аллювиальными и прибрежно-морскими отложениями, фактически являются возобновляемыми.
Особенностью Чукотского автономного округа является удаленность от основных промышленных центров, зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России, ограниченность транспортной инфраструктуры (неразвитая автодорожная сеть, низкое качество дорог, отсутствие железных дорог).
В настоящее время серьезной проблемой, после введение запрета на добычу ОПИ в водоохранных зонах, стало отсутствие доступных источников песчано-гравийной смеси и песка в районе г. Певека.
В рамках действующих государственных и инвестиционных программ в Чукотском автономном округе реализуются и планируются к реализации мероприятия по строительству и реконструкции объектов энергетической и транспортной инфраструктуры (реконструкция аэропорта и морского порта, строительство инфраструктуры для ПАТЭС, дорог).
Альтернативы замены месторождений песка и песчано-гравийной смеси, расположенных в водоохранных зонах в Чукотском автономном округе, не выявлено. Перспективы их обнаружения весьма проблематичны в связи с особенностями геологического строения территории.
Невозможность добычи общераспространенных полезных ископаемых (инертных строительных материалов) для собственных нужд на территории округа приведет к необходимости их доставки с материковой части РФ морским транспортом в период арктической навигации, что существенно повысит стоимость строительства и значительно увеличит сроки выполнения работ.
Использование местных строительных материалов позволит своевременно и эффективно использовать средства федерального и окружного бюджета, средств инвесторов, предусмотренные на реконструкцию и строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры Арктической зоны.
Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, направленных на экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока России:
- Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. N Пр-1969;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономического развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
В соответствии с указанными документами, к стратегическим приоритетам государственной политики относятся: развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, создание условий для опережающих темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока.
Реализация данных задач будет затруднена в связи с ограничением хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон.
В целях решения возникающих проблем законопроектом предлагается разрешить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр в целях производства строительных материалов в границах водоохранных зон водных объектов, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в другие нормативные правовые акты и дополнительных материальных затрат. Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.