Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433157-7 "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. N Пр-1331 и подпунктом "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС, а также поручением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N ДМ-П9-59пр.
Законопроект подготовлен на основе утвержденной протоколом Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 15 февраля 2010 г. N 6 концепции и технического задания законопроекта "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации".
Законопроект имеет собственный предмет регулирования - правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок в Российской Федерации железнодорожным транспортом общего пользования на основе заключения организационного договора.
Целью разработки законопроекта является формирование новой модели организации обслуживания населения железнодорожным транспортом во всех видах сообщения (дальнее, пригородное), основанной на принципах долгосрочности, комплексности государственного регулирования в части отраслевой и государственной тарифной политики, обеспечении условий для привлечения инвестиций в развитие пассажирского комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Необходимость изменения действующей в соответствии с законодательством о естественных монополиях модели регулирования пассажирских железнодорожных перевозок обусловлена правовым, экономическим и организационным аспектами.
С правовой точки зрения в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Предлагаемым законопроектом в качестве основного механизма организации перевозок предусматривается проведение конкурсов на право заключения организационного договора, что обеспечивает внедрение модели конкуренции "за маршрут". В силу того, что пассажирские перевозки являются убыточными, конкуренция "на маршруте" не является эффективной. Модель конкуренции "за маршрут" преобладает в мировой практике и доказала свою эффективность, она предусматривает конкуренцию перевозчиков на этапе конкурса. Также, согласно части 3 статьи 1 предлагаемого законопроекта, одной из его задач является дерегулирование пассажирских перевозок, в отношении которых не заключаются организационные договоры. Одной из мер такого дерегулирования является переход к рыночным механизмам ценообразования на основе конкуренции перевозчиков при обеспечении их равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Перечисленные особенности исключают естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок.
С экономической точки зрения новая система регулирования позволяет сокращать не только размер субсидий на организацию перевозок по итогам конкурса, но и оптимизировать расходы на саму систему управления за счет сокращения дублирующих функций, их консолидации, стандартизации и автоматизации.
Организационные аспекты связаны с недостаточной эффективностью действующей модели регулирования по следующим причинам:
регулирование осуществляется на срок не более 3-х лет (в пределах параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период и соответствующих бюджетов), что, в том числе, затрудняет привлечение долгосрочных кредитов для обновления и модернизации инфраструктуры и перевозочных средств пассажирского комплекса железнодорожного транспорта;
отсутствует связь системы установления тарифов с отраслевой политикой - целями и задачами развития железнодорожного транспорта в целом и пассажирского комплекса в частности;
продолжается рост потребных субсидий и бюджетной необеспеченности регулируемого сегмента;
применяются различные подходы и стандарты регулирования в субъектах Российской Федерации в отношении пригородных перевозок;
отсутствует четкое правовое разграничение компетенции по утверждению методик установления тарифов для населения на перевозки в пригородном сообщении, в результате соответствующие методики не приняты;
растет число разногласий между перевозчиками и органами тарифного регулирования, которые не могут быть урегулированы на федеральном уровне и в рамках судебного производства;
растет износ основных фондов, отсутствуют средства на их простое воспроизводство, в особенности в пригородном сообщении.
С учетом изложенного предлагаемая новая регуляторная модель соответствует статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", реализуемой государственной политике в сфере транспорта, направлена на достижение системного экономического эффекта и решение перечисленных организационных проблем в сфере организации регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования.
Реализация основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации регулярных пассажирских перевозок, когда государство будет заключать организационный договор на определенных условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Положительными сторонами предлагаемой модели регулирования являются:
долгосрочность регулирования;
гармонизаций системы тарификации с отраслевой политикой (тарифы и параметры субсидирования устанавливаются с учетом параметров транспортного заказа);
сокращение субсидий за счет сбалансированной организации лотов, исключения рисков дублирования на параллельных маршрутах, а также возможности снижения их потребного размера в результате конкурса;
определение механизмов финансового обеспечения инвестиционных программ на долгосрочный период в соответствии с организационным договором;
применение единых подходов к регулированию в субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено заключение организационного договора, закрепляющего взаимные обязательства по организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. При этом организационный договор заключается не для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а для целей осуществления в период его действия перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. В этой связи законопроект имеет самостоятельный предмет регулирования, отличный от правовых механизмов осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Организационный договор предусматривает определение долгосрочных параметров организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования за счет формирования требований и условий выполнения обязательств сторон договора на срок не менее 15 лет. Это вызвано, прежде всего, необходимостью планирования транспортного обслуживания населения на долгосрочный период и осуществления бесперебойного пассажирского сообщения на выбранных маршрутах во взаимодействии с другими видами транспорта, увязки цикла организационного договора с периодом долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации, а также формирования долгосрочных инвестиционных программ перевозчика по приобретению, эксплуатации и обслуживанию пассажирского подвижного состава.
Посредством заключения организационного договора обеспечивается гармонизация тарифной политики и механизмов субсидирования пассажирских перевозок с отраслевой транспортной политикой.
Организационный договор в соответствии с законопроектом должен содержать: количественные параметры пассажирских перевозок (маршруты, дата
начала и дата окончания осуществления перевозок, плановые объемы, дополнительно по соглашению сторон - размеры движения поездов, количество вагонов по типам подвижного состава, в том числе приспособленных для перевозки инвалидов и других маломобильных граждан, предоставляемая вместимость, предельная величина использования вместимости вагона);
требования к качеству транспортного обслуживания населения в случае, если организационным договором устанавливаются более высокие требования к качеству транспортного обслуживания населения по сравнению со стандартами, установленными законодательством Российской Федерации;
экономические параметры (тарифы, сборы и плата, в том числе за перевозки пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом; стоимость организационного договора; расчетный уровень доходов перевозчика от пассажирских железнодорожных перевозок по установленным организационным договором тарифам, сборам и плате; условия, размер, Порядок и сроки выплаты субсидий перевозчику по организационному договору, дополнительно по соглашению сторон - инвестиционные обязательства перевозчика, включая стоимость заемного финансирования, доходность на капитал и иные условия инвестирования);
технологические и правовые аспекты (информация о порядке взаимодействия перевозчика железнодорожным транспортом общего пользования с перевозчиками смежных видов транспорта по осуществлению перевозок в пунктах пересадки, формы обеспечения исполнения обязательств перевозчика по организационному договору).
Экономически обоснованная стоимость транспортного обслуживания, тарифы для населения и первоначальный размер субсидии определяются на основании методик в рамках порядка, утверждаемого Правительством Российской Федерации, и являются неотъемлемой частью процедуры формирования государственного заказа путем заключения организационного договора.
Среди основных задач будущего законодательного акта - определение прав и обязанностей перевозчика и органов государственной власти. Это должно обеспечить:
доступность услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего и пригородного сообщений;
предоставление гарантированного объема услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учетом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платежеспособного спроса;
разграничение сфер ведения и ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в зависимости от вида сообщения: дальнее - сфера ведения и ответственность Российской Федерации, пригородное - сфера ведения и ответственность субъектов Российской Федерации;
контроль за надлежащим исполнением условий организационного договора, в том числе обеспечения контроля за издержками перевозчика при организации транспортного обслуживания.
Систематизация и упорядочение требований к данному виду транспортной деятельности, четкое разделение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должно способствовать созданию прозрачной системы государственного регулирования данного вида перевозок.
Закрепление новых подходов к организации пассажирских перевозок позволит перейти к новой системе взаимоотношений между государством и участниками рынка перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, которая сможет функционировать независимо от состояния рынка, а также позволит более эффективно решать социальные задачи в сфере повышения уровня подвижности населения, качества предоставляемых услуг.
Законопроектом в целях совершенствования рыночных механизмов на железнодорожном транспорте также вносятся изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в Федеральный закон "О естественных монополиях".
Законопроект рассмотрен и поддержан субъектами Российской Федерации. Получены положительные отзывы на законопроект от 41 субъекта Российской Федерации, а также Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) в части формирования единого транспортного пространства.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение функций органов исполнительной власти.
В первый год планового периода объем финансирования реализации проекта акта в размере 45,2 млн руб. будет обеспечен в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований.
Начиная со второго года планового периода, финансовое обеспечение в размере 37,5 млн руб. ежегодно будет осуществляться за счет перераспределения бюджетных средств, связанного с сокращением функций федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении перевозок, осуществляемых в рамках организационных договоров.
Законопроект в установленном порядке проработан в Аппарате Правительства Российской Федерации и согласован с Правовым департаментом Правительства Российской Федерации. При доработке законопроекта в Аппарате Правительства Российской Федерации внесены необходимые правки юридико-технического и редакционного характера и уточнено название законопроекта: "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона предусматривает внесение изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу или приостановления актов Правительства Российской Федерации. Однако потребует внесения изменений в в следующие акты Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. N 710.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - ФАС России.
Соисполнитель - Минтранс России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 703.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - ФАС России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - ФАС России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643.
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России. Принятие законопроекта потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах транспорта и регулирования естественных монополий" (в части изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397 и Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331).
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - ФАС России, Росжелдор.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка согласования маршрута (группы маршрутов), размеров движения, графика и объема регулярных перевозок между перевозчиками, самостоятельно устанавливающими маршрут (группа маршрутов) регулярных пассажирских железнодорожных перевозок без заключения организационного договора, и организаторами регулярных пассажирских железнодорожных перевозок".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и правил определения стоимости транспортного обслуживания населения перевозчиком по обязательствам и условиям, установленным организационными договорами".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка компенсации организатору регулярных пассажирских железнодорожных перевозок расходов, связанных с увеличением объемов субсидий перевозчику по организационному договору при организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок по маршрутам, полностью или частично совпадающим с существующими маршрутами регулярных пассажирских железнодорожных перевозок по организационным договорам".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка официального опубликования решения о подготовке и проведении конкурса на право заключения организационного договора на официальном сайте организатора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальном сайте федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка и правил установления границ участков железнодорожных линий в крупных городских агломерациях, в пределах которых применяется особый Порядок доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в условиях массовой маятниковой миграции населения в определенные временные интервалы и установления таких временных интервалов".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке формирования групп маршрутов для организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка обоснования первоначальных значений критериев конкурса на право заключения организационного договора".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России, Минфин России.
Принятие законопроекта не потребует приостановления или изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
Приказ Минтранса России "Об утверждении формы предложения инициатора заключения организационного договора".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении порядка ведения реестра маршрутов регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании и реестра маршрутов регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении порядка и формы представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта реестров маршрутов регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении порядка формирования общего реестра маршрутов регулярных пассажирских железнодорожных перевозок".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об определении перевозчиков, которым организаторы регулярных пассажирских железнодорожных перевозок направляют запросы о предоставлении коммерческих предложений, при заключении организационного договора в дальнем следовании без проведения конкурса в случае расторжения ранее заключенного организационного договора".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении формы сообщения организатора регулярных пассажирских железнодорожных перевозок в целях принятия заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на право заключения организационного договора на условиях, предусмотренных существенными условиями, входящими в состав предложения инициатора заключения организационного договора".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня официального опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Об утверждении порядка формирования отчетности перевозчиками при осуществлении транспортного обслуживания населения по заключенным организационным договорам по каждому организационному договору, организатору регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и видам затрат".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня опубликования указанного федерального закона.
Исполнитель - Минтранс России.
Приказ Минтранса России "Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Срок подготовки - в течение первого полугодия 2018 года.
Исполнитель - Минтранс России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.