Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434243-7 "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее законопроект) разработан в целях комплексного совершенствования системы оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации, основанного на принципах равной доступности для всех категорий граждан и обеспечения высокого качества предоставляемых сервисов.
Для реализации отмеченных целей законопроект предусматривает регулирование процедуры создания непубличного акционерного общества "Почта России" (далее - Общество), установления правового статуса, структуры управления, а также принципов и основ деятельности Общества.
Представляется, что в результате предусмотренной законопроектом реорганизации Общество способно стать одним из образцов клиенто-ориентированной компании федерального уровня, обеспечивающей реализацию широкого спектра социальных функций, включая доставку социальных выплат, полного спектра корреспонденции и товаров, а также доступ к инструментам оказания значимых услуг в электронном виде.
Законопроектом устанавливается перечень ключевых принципов, на которых будет основываться деятельность создаваемого Общества, включающий постоянное расширение перечня услуг и круга потребителей в условиях обеспечения непрерывного развития и конкурентоспособности Общества. Так, переход предприятия в конкурентное поле:
- создаст условия, при которых большие объемы прибыли компании направляются на социальные функции;
- повысит степень ее ориентированности на работу с каждым конкретным потребителем, ведь именно потребитель в конкурентном корпоративном обороте в конечном счете оценивает результативность работы компании; - позволит использовать передовой опыт для удешевления ряда услуг при безусловном росте их качества;
- расширит географию оказываемых услуг, в том числе путем расширения их перечня в удаленных и труднодоступных районах;
- сформирует более высокие стандарты защиты прав и интересов потребителей услуг.
Разработка законопроекта является ответом на общественный запрос, который однозначно свидетельствует о необходимости реформировании подходов к организации государственной почтовой службы.
Законопроектом предусматривается, что новая структура создается путем реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Предприятие) в хозяйственное общество, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации. Необходимо отметить, что ряд проблем, препятствующих стабильному развитию потенциала Предприятия, связан с его устаревшей организационно-правовой формой, не отвечающей современным экономическим реалиям.
Предлагаемое Законопроектом регулирование направлено на установление гарантий сохранности передаваемого Обществу имущества, учет интересов государства, а также защиту работников, контрагентов и конечных потребителей почтовых услуг и социальных сервисов.
Так, предполагается, что имущество Общества будет сформировано в результате универсального правопреемства при преобразовании Предприятия, при этом права и обязанности Общества в отношении третьих лиц в результате реорганизации не изменяются. Важно отметить, что законопроект (статья 20) предусматривает особенности учета и оформления прав на объекты недвижимого имущества при реорганизации Предприятия.
Детально разработанный Порядок инвентаризации, учета, регистрации и передачи объектов недвижимого имущества позволит минимизировать риск утраты имущества при передаче имущественного комплекса Предприятия.
В законопроекте также подробно урегулирован Порядок передачи непрофильных активов Предприятия, в том числе имеющих социальное значение, что позволит сохранить непрерывность функционирования всего имущественного комплекса компании, имеющей в своем ведении высокие социальные обязательства.
Законопроектом отдельно устанавливается регулирование вопросов социально-трудовых отношений, направленное на установление трудовых гарантий работникам реорганизуемого Предприятия.
Предусматривается, что преобразование Предприятия само по себе не может являться основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, сокращение численности или штата работников в связи с реорганизацией не допускается.
В то же время, работники, которые не желают продолжать работу в Обществе по результатам реорганизации, вправе отказаться от продолжения работы и расторгнуть трудовой договор с Предприятием.
Кроме того, Законопроектом предусматривается обязанность Общества по соблюдению условий коллективного договора, который действовал в Предприятии до реорганизации.
Законопроектом также предлагается установление структуры органов управления, в формировании которых принимают участие органы государственной власти. В частности, назначение Генерального директора Общества входит в компетенцию Совета директоров Общества, члены которого назначаются Правительством Российской Федерации.
Представляется, что участие Правительства Российской Федерации в назначении органов управления Общества повысит уровень прозрачности деятельности Общества, а также будет способствовать социальной направленности при оказании услуг связи населению.
С учетом экономической и социальной значимости деятельности Общества законопроектом предусматривается расширение правовых механизмов контроля за деятельностью общества путем введения необходимости согласования Советом директоров общества ключевых стратегий его деятельности, а также сделок в отношении важнейших объектов имущества.
Необходимо отметить, что Законопроектом также предлагается система гарантий территориальной доступности отделений почтовой связи для всех групп населения, минимизирующая риски утраты доступа к услугам почтовой связи и исключающая риски закрытия отделений в связи с реорганизацией.
Так, помимо закрепления требований по обеспечению условий для равного и беспрепятственного доступа к объектам почтовой связи для всех категорий лиц, Законопроект (статья 17) устанавливает полномочие Правительства Российской Федерации утверждать правила территориального распределения обособленных подразделений почтовой связи на основе установленных законом критериев, а также обязанность общества соблюдать нормативы численности отделений почтовой связи на территории страны.
Указанные меры направлены на обеспечение беспрепятственного доступа населения к объектам почтовой инфраструктуры и повышения доступности услуг связи и иных услуг, оказываемых Обществом.
Дополнительно предусматривается установление на уровне федерального законодательства критериев размещения отделений почтовой связи, гарантий несокращения числа отделений в результате реорганизации; установление правила "двух ключей" при рассмотрении вопроса о закрытии отделений - только после решения Совета директоров Общества и при наличии согласования профильного федерального органа власти.
Кроме того, на базе инфраструктуры Общества предусматривается возможность оказания широкого перечня социально-значимых услуг населению, в том числе, законопроектом предлагается обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг, а также услуг нотариусов в отделениях почтовой связи, расположенных в труднодоступной или удаленной местности.
Законопроектом предусматривается также внесение корреспондирующих изменений в ряд действующих нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", в который вносятся изменения в части установления особенностей правового положения Общества и имущественных прав Общества в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе средств почтовой связи и средств, получаемых Обществом от сделок с принадлежащим ему имуществом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется издание подзаконных нормативных актов, определяющих нормативы размещения отделений почтовой связи и иных обособленных подразделений почтовой связи создаваемого акционерного общества, правила их территориального распределения, а также правила инвестирования средств указанного общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.