Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434998-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предоставив следователю право допросить свидетеля по уголовному делу посредством видеоконференц-связи.
Одним из принципов уголовно-процессуального законодательства является разумный срок уголовного судопроизводства. В большинстве случаев невозможность допросить важного свидетеля, который может находиться на большом удалении от органа предварительного следствия, является основанием для бесконечных продлений сроков расследования уголовного дела.
Став очевидцем преступления в одном регионе РФ, лицо по личным обстоятельствам может его покинуть (возвращение в место постоянного проживания, переезд на постоянное место жительства, командировка, отбывание наказания и др.), что делает достаточно затруднительным обеспечение явки свидетеля к следователю для допроса. Выезд следователя в место нахождение свидетеля требует дополнительных временных и материальных затрат. При этом не стоит забывать, что у следователя в производстве находится не одно уголовное дело и выезд следователя для допроса одного свидетеля будет также затягивать сроки расследования по другим уголовным делам.
Несмотря на то, что ч. 1 ст. 152 УПК РФ следователю предоставлена возможность поручить производство конкретного следственного действия другому следователю, для качественного допроса свидетеля необходимо знание всех собранных материалов уголовного дела и обстоятельств совершенного преступления. Таким образом, для эффективного расследования уголовного дела и раскрытия преступления допрашивать свидетеля должен следователь, в производстве которого находится уголовное дело.
Предлагаемая норма позволяет следователю лично допросить свидетеля, не покидая территорию производства предварительного следствия и не дожидаясь приезда свидетеля на допрос, то есть способствует сокращению сроков расследования уголовного дела, что также удобно и для самих свидетелей.
Допрос свидетелей посредством видеоконференц-связи на протяжении длительного времени применяется судами, что способствует разрешению уголовных дел в установленные законом сроки и соблюдению основных требований и принципов рассмотрения уголовного дела судом.
Предлагаемая статья 189.1 УПК РФ позволит допрашивать свидетелей посредством видеоконференц-связи на стадии предварительного следствия с соблюдением основных правил и требований производства расследования по уголовному делу и с учетом особенностей допроса несовершеннолетних лиц.
Так, УПК РФ требует от следователя, расследующего уголовное дело, показания свидетелей оформлять в виде протокола следственного действия, с которым в обязательном порядке должен ознакомиться свидетель и который подписывается свидетелем. В предложенной статье 189.1 предусмотрена обязанность следователя в месте нахождения свидетеля составить протокол, ознакомить с ним свидетеля и предъявить его для подписания.
В соответствии со ст. 166 УПК РФ в протоколе указывается лицо, составившее протокол, и все участвующие лица. Таким образом, следователь в месте нахождения свидетеля будет являться лицом, составившим протокол, а следователь, в производстве которого находится уголовное дело, лицом, допросившим свидетеля, который также подписывает протокол, получив его.
Разработанная статья 189.1 УПК РФ требует последующей отправки протокола допроса свидетеля посредством видеоконференц-связи в место производства предварительного следствия для приобщения к материалам уголовного дела, что также требует определенных временных затрат. Однако следователь, в производстве которого находится уголовное дело, своевременно получает от свидетеля необходимую информацию, позволяющую планировать дальнейшее производство следственных действий по делу.
Предложенная статья предусматривает допрос посредством видеоконференц-связи только одного участника уголовного процесса свидетеля. Это, прежде всего, связанно с его процессуальными правами и статусом по уголовному делу.
Например, потерпевшему по уголовному делу предоставлено право знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, заключением эксперта, материалами уголовного дела, участвовать в иных следственных действиях. В связи с чем представляется, что его явка к следователю является обязательной хотя бы один раз в период расследования уголовного дела для получения от него всех необходимых заявлений. Кроме того, в большинстве случаев возбуждение уголовного дела инициируется потерпевшим, что возлагает на потерпевших определенные обязательства.
Таким образом, принятые поправки направлены на расследование уголовных дел в установленные законом разумные сроки, а также на полное и всестороннее исследование всех обстоятельств уголовного дела.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.