Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УГЖ), дополнив его статьей 189.1, предусматривающей Порядок и особенности допроса свидетеля по уголовному делу посредством видеоконференц-связи.
Введение в УПК возможности использования видеоконференц-связи для производства допроса в целях создания необходимых условий для осуществления правосудия и обеспечения его доступности концептуально поддерживается.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроект предусматривает возможность использования видеоконференц-связи для производства допроса только свидетеля. Данное положение ограничивает возможность использования видеоконференц-связи в отношении иных участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, эксперта, специалиста, подозреваемого, обвиняемого).
В соответствии с частью второй статьи 189.1 УПК в редакции законопроекта допрос с использованием видеоконференц-связи будет производиться на основании постановления следователя, которое направляется в следственный орган или орган дознания по месту нахождения допрашиваемого свидетеля.
Поскольку применение видеоконференц-связи при допросе не ограничивает права свидетеля и не снижает гарантии достоверности полученных показаний, такое следственное действие может быть проведено на основании поручения следователя в порядке, предусмотренном частью первой статьи 152 УПК.
В соответствии с частью седьмой статьи 189.1 УПК в редакции законопроекта установлено, что следователь, в производстве которого находится уголовное дело, при получении протокола допроса свидетеля посредством видеоконференц-связи подписывает его. Однако данная норма не содержит указание на необходимость проверки поступивших следователю документов, в том числе протокола допроса.
Также законопроектом не предусмотрена процедура наделения следователя по месту нахождения допрашиваемого лица полномочиями по совершению процессуальных действий, направленных на обеспечение производства допроса, а также по составлению и подписанию протокола указанного следственного действия.
Проектной статьей 189.1 УПК не предусмотрены обстоятельства, при которых производство допроса посредством видеоконференц-связи не допускается (в частности, в случае возможности разглашения государственной тайны либо данных о лице, в отношении которого применены меры безопасности).
Согласно пояснительной записке и финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Вместе с тем реализация законопроекта может привести к значительному увеличению дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета на обеспечение технической возможности осуществления данного вида связи, приобретение необходимого оборудования и его обслуживание.
На основании изложенного законопроект поддерживается при условии учета перечисленных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 2354П-П4 "Заключение на проект федерального закона N 434998-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу членом Совета Федерации А.В. Кутеповым"
Текст письма официально опубликован не был