Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435655-7 "О внесении изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Понятие "производство драгоценных металлов" дано в статье 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 26.03.1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ): "извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов". Из чего однозначно следует, что извлечение драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, признается законодателем в качестве производства драгоценных металлов.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, "не подлежат налогообложению операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа".
Эти положения НК РФ безоговорочно относятся к субъектам производства драгоценных металлов из лома и отходов, осуществляющих реализацию драгоценных металлов Госфонду РФ и банкам, т.е. они подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с указанными подпунктами НК РФ.
В то же время, Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" в пункте 19 даны разъяснения, что из взаимосвязанного толкования подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, статьи 4 Закона N 41-ФЗ и статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" следует вывод о том, что указанную ставку налога вправе применять лишь те лица, которые могут быть признаны субъектами добычи и производства драгоценных металлов в соответствии с названным специальным законодательством, то есть, прежде всего, имеющие лицензию на право пользования участками недр. На иных лиц, принимающих участие в добыче и (или) производстве драгоценных металлов (в частности, на основании договора простого товарищества), но не имеющих такой лицензии, положения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ не распространяются.
Указанное разъяснение Пленума ВАС зачастую толкуется налоговыми органами так, что подпункт 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется исключительно на недропользователей, одновременно осуществляющих и добычу, и производство драгоценных металлов, которые в силу действующего законодательства обязаны получать лицензию на право пользования участками недр.
При этом не принимается во внимание следующие обстоятельства, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
Во-первых, в соответствии Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусмотрена выдача лицензии на производство драгоценных металлов из лома и отходов, в связи, с чем для осуществления деятельности по производству драгоценных металлов, не требуется получение лицензии.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 41-ФЗ добыча драгоценных металлов может осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном Законом N 41-ФЗ и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).
При этом указание на необходимость получения соответствующей лицензии производителями драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в статье 4 Закона N 41-ФЗ отсутствует.
Таким образом, нарушается принцип равенства налогообложения, закрепленного в статье 3 НК РФ: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения".
Принятие законопроекта исключит возможность произвольного толкования работниками налоговых органов применения ставки 0% к субъектам производства драгоценных металлов из лома и отходов.
Это, в свою очередь, поддержит хозяйственную деятельность сотен малых и средних предприятий, которые осуществляют производство драгоценных металлов из лома и отходов и вынуждены нести неоправданные расходы, защищая в судах свои законные хозяйственные интересы, что оказывает негативное воздействие на развитие отечественного производства драгоценных металлов из лома и отходов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечен актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.