Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 439036-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части уточнения порядка государственного учета музейных предметов и музейных коллекций)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" предлагается внести ряд изменений в Порядок государственного учета музейных предметов и музейных коллекций.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации подлежат музейные предметы и музейные коллекции, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к основному фонду музея. Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ) собрание музея включает не только основной, но и иные фонды музея, в частности - научно-вспомогательный фонд (далее - фонд НВФ).
В состав фонда НВФ входят различные аудио-, видео- фотоматериалы, в том числе, фиксирующих реставрационные процессы, а также реконструкции, макеты, другие предметы и материалы, разработанные или приобретенные для наглядного показа музеем исторических, технологических, природных и иных процессов и явлений. Помимо этого, в фонд НВФ включались массовые археологические находки (кремневые отщепы, фрагменты керамики и др., предметы, сильно разрушенные и не подлежащие реставрации). Таким образом, фонд НВФ играет существенную роль в осуществлении научно-исследовательской, образовательной и просветительной деятельности музея.
Вместе с тем, пунктом 13 статьи 45.1 Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), была установлена обязанность исполнителя археологических полевых работ по передаче в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации всех изъятых археологических предметов, независимо от их историко-культурного значения, эксклюзивности, иных качественных или ценностных характеристик, Таким образом, массовые археологические находки, поступившие в музеев до вступления в силу указанной нормы, остались включены в состав фонда НВФ музея.
Кроме того, объем изъятых в ходе археологических полевых работ археологических предметов, переданных в музеи Российской Федерации, весьма значителен и постоянно пополняется. Включение всех археологических находок, включая массовый материал, в основной фонд музея и, соответственно, в Музейный фонд Российской Федерации, вызывает проблемы не только с организацией хранения археологических предметов, но и с соблюдением сроков прохождения археологическими предметами предусмотренных законодательством о Музейном фонде Российской Федерации учетных процедур. Законопроектом предлагается нормативно закрепить статус фонда НВФ, отнеся его к Музейному фонду Российской Федерации с сохранением существующей ныне сокращенной процедуры государственного учета музейных предметов и музейных коллекций. Указанные нормы позволят сократить время прохождения процедур государственного учета для археологических предметов, представляющих массовый материал, обеспечить для них государственную защиту, а также обеспечить своевременное введение археологических предметов в научный, музейный и культурный оборот.
Также в целях сохранения культурного наследия Российской Федерации законопроектом предлагается уточнить, что бухгалтерский учет в отношении музейных предметов и музейных коллекций не осуществляется. Определить стоимость музейных предметов и музейных коллекций, имеющих исключительно культурную ценность, не только не представляется возможным, но и не отвечает интересам сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. Отнесение музейных предметов и музейных коллекций к объектам бухгалтерского учета, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности, снижает уровень их правовой защиты, и требует значительных объемов бюджетного финансирования и нормативного регулирования.
Вместе с тем, полнота и надежность государственного учета музейных предметов и музейных коллекций обеспечены наличием двухступенчатого государственного учета, который осуществляется как музеями в форме регистрации в книгах поступлений музейных предметов, так и Минкультуры России в форме ведения федеральной государственной информационной системы "Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части уточнения порядка государственного учета музейных предметов и музейных коллекций)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части уточнения порядка государственного учета музейных предметов и музейных коллекций)" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(в части уточнения порядка государственного учета музейных предметов и музейных коллекций)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части уточнения порядка государственного учета музейных предметов и музейных коллекций)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.