Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 438293-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Досье на проект федерального закона
Сложившаяся ситуация в сфере оборота промышленной продукции характеризуется значительными объемами незаконно ввозимых импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные таможенной статистики, а также сведения о количестве как изъятых из незаконного оборота промышленных товаров на границе Российской Федерации, так и реализуемых на территории Российской Федерации.
С каждым годом наблюдается увеличение объемов реализации контрафактной продукции. Поставщики и производители для получения выгоды применяют незаконные способы в осуществлении своей деятельности.
Так, объем незаконного оборота продукции легкой промышленности достиг предельных показателей - по экспертным оценкам, включая данные крупнейшей отраслевой ассоциации "Союзлегпром", объем теневого рынка товаров легкой промышленности составляет порядка 1 трлн. рублей - 30% от суммарного объема ввозимых и производимых товаров на территории Российской Федерации в данной отрасли.
Доля поставщиков, использующих схемы "серого импорта", оценивается от 20 до 60%. Доля продукции, реализуемой с нарушением положений законодательства о защите интеллектуальной собственности - 10 - 20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю в 40 - 50%. Оценка доли производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании - 45%.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России в целях оптимизации порядка уничтожения товаров легкой промышленности, изъятых по уголовным делам. Необходимость такой оптимизации вызвана сложившейся критической ситуацией, требующей системных жестких мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и статьи 29.10 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были введены нормы, согласно которым изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности подлежат уничтожению.
Во исполнение указанных норм было принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения" (далее - постановление N 180).
Однако реализация указанных норм затруднена по ряду причин. Так, решение суда об уничтожении изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности должно содержать информацию о подлежащих уничтожению товарах с указанием кодов ОКПД 2, перечень которых утвержден постановлением N 180.
При этом с момента введения указанных требований не определен орган, уполномоченный определять и присваивать изъятым товарам легкой промышленности соответствующие коды ОКПД 2 и которому выделяется финансирование для проведения соответствующих экспертиз.
Органы, осуществляющие изъятие товаров легкой промышленности, не могут самостоятельно без проведения дополнительных экспертиз присваивать товару коды ОКПД 2.
Вместе с тем указанные товары являются предметами преступлений, которые подлежат уничтожению, следовательно присвоение им кодов и осуществление в связи с этим расходов федерального бюджета в целях последующего уничтожения нецелесообразно.
С учетом изложенного предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению порядка уничтожения товаров легкой промышленности, изъятых в ходе производства по уголовным делам, содержащий простой понятийный аппарат легкой промышленности для их идентификации, взамен постановления N 180.
Также ввиду правовой неопределенности понятия незаконного оборота товаров легкой промышленности предлагается отказаться от использования этого понятия и конкретизировать круг преступлений, влекущих уничтожение товаров легкой промышленности, изъятых в ходе производства по уголовным делам. Это преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 171.1, 180, 194, 238 и 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, по информации Росимущества, в среднем в 2015 году на содержание одного кубического метра "конфиската", включая расходы на хранение, экспертизу, оценку, уничтожение, федеральным бюджетом выделено по 12-15 рублей в день. Для сравнения: в 2011 - 2012 годах объем финансирования составлял порядка 800 миллионов рублей, на 2015 год 590 млн. рублей. Уничтожение - одно из самых затратных после хранения имущества составляющих.
С учетом изложенного законопроектом предлагается изложить в новой редакции норму об уничтожении товаров легкой промышленности, изъятых в ходе производства по уголовным делам. При этом предлагается закрепить в УПК РФ обязанность лица, привлеченного к ответственности, по возмещению процессуальных издержек, связанных с уничтожением, утилизацией вещественных доказательств, в частности с уничтожением товаров легкой промышленности, изъятых в ходе производства по уголовным делам.
Кроме того, отнесение затрат на уничтожение таких товаров легкой промышленности именно к процессуальным издержкам позволит максимально оперативно производить их уничтожение в рамках рассмотрения уголовных дел, и будет способствовать снижению затрат органов государственной власти на их хранение.
Порядок расчета сумм процессуальных издержек будет определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации".
Расчет размера таких издержек планируется производить на основе ставок экологического сбора по группе товаров легкой промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров".
Также законопроект предусматривает разработку постановления Правительства Российской Федерации о порядке уничтожения таких товаров легкой промышленности, в котором будут определены товары легкой промышленности для их идентификации лицами, осуществляющими изъятие, и судами, а также упрощенный Порядок их уничтожения.
Принятие законопроекта позволит сократить объемы незаконного оборота товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, а также оптимизировать расходы бюджетных средств, выделяемых на хранение и уничтожение товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений.
Также реализация положений законопроекта повлечет увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет уплаты обязательных платежей в рамках легализации теневого ввоза товаров легкой промышленности.
Сокращение объемов незаконного ввоза товаров легкой промышленности придаст дополнительный стимул развитию российского производства, что будет способствовать увеличению потребление гражданами отечественных товаров легкой промышленности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Принятие Закона потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации "О порядке уничтожения товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений и преступлений".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статей 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на сокращение объемов незаконного оборота товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, введения упрощенного порядка уничтожения таких товаров, оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых на уничтожение товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений и преступлений.
Исполнитель - Минпромторг России;
2) признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Исполнитель - Минпромторг России;
3) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации".
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Внесение соответствующих изменений направлено на уточнение действующего Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации в части определения порядка и размера возмещения процессуальных издержек, связанных с уничтожением (утилизацией) товаров легкой промышленности, явившихся предметами административных правонарушений и преступлений.
Исполнитель - Минпромторг России;
4) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. N 848 "О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России;
5) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минпромторг России, МВД России;
6) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минфин России, Минпромторг России;
7) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минпромторг России, МВД России;
8) изменения постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1424 "Об утверждении Положения об уничтожении изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минпромторг России, МВД России;
9) изменения приказа МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономразвития России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 г. N 840/320/388/472/726/530/585 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного приказа МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономразвития России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнители - Минпромторг России, МВД России, Минюст России, Минздрав России, Минэкономразвития России, ФТС России, ФСБ России;
10) изменения приказа ФТС России от 30 декабря 2015 г. N 2692 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации".
Срок подготовки - II квартал 2018 г.
Изменение данного приказа ФТС России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Законом в положения статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнитель - ФТС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.