Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 439345-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Указ N 157) внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска) были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии).
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения правой неопределенности отдельных положений Федеральных законов:
от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах");
от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей");
от 4 июня 2011 года N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)";
от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О войсках национальной гвардии").
Законопроект уточняет перечисленные выше федеральные законы и направлен на соблюдение социальных гарантий военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.
В настоящее время остаются неурегулированными отдельные вопросы распространения действия Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники), что не позволяет в полной мере обеспечить уровень их правовых, экономических и нравственных гарантий социальной защиты, а также в целом не соответствует особому отношению государства к сотрудникам.
С целью уравнения прав и социальных гарантий указанной категории с правами и социальными гарантиями лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уменьшению негативных последствий, связанных с переводом сотрудников в войска национальной гвардии, предлагается уточнить положения Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Изменения, вносимые в часть 9 статьи 25 Федерального закона "О войсках национальной гвардии", направлены на предоставление всем категориям военнослужащих и сотрудников возможности подготовки в учебных воинских частях (центрах, учебных подразделениях) войск национальной гвардии, а также в образовательных организациях, учебных подразделениях (центрах) других федеральных органов исполнительной власти (на договорной основе).
Уточнение части 1 статьи 26 Федерального закона "О войсках национальной гвардии" в части определения руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти порядка выполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии возложенных на них задач, порядка и условий несения ими боевой службы, выполнения служебно-боевых (оперативно-служебных, служебных, боевых) задач, должностных и специальных обязанностей направлено исключительно на устранение препятствий в реализации директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации своих полномочий по управлению войсками национальной гвардии и изданию приказов, директив, распоряжений и иных актов, что предусмотрено подпунктами 1 и 4 пункта 14 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510.
Предписаниями части 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также части 5 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право медицинского обеспечения, медицинского освидетельствования, военно-врачебной экспертизы и санаторно-курортного лечения в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов распространено на некоторые категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и членов их семей.
Однако действующая редакция пункта 2 статьи 28 Федерального закона "О войсках национальной гвардии" не предусматривает аналогичных прав для членов семей граждан, уволенных с военной службы (службы) из войск национальной гвардии и внутренних войск, на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются такие права.
В связи с этим, учитывая общепринятые правила юридической техники, внесение изменения редакционного характера позволит привести норму пункта 2 статьи 28 Федерального закона "О войсках национальной гвардии" в соответствие с иными федеральными законами, что позитивно скажется на соблюдении прав членов семей граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии и внутренних войсках.
В развитие Указа N 157 положениями Федерального закона "О войсках национальной гвардии" было предусмотрено сохранение специальных званий определенным категориям военнослужащих, при этом наличие у военнослужащих специального звания не предусмотрено ни одним из действующих нормативных правовых актов, регламентирующих Порядок прохождения военной службы в Российской Федерации.
Предлагается изменить формулировку части 1 статьи 34 Федерального закона "О войсках национальной гвардии", нарушающую логику изложения, что позволит устранить правовую неопределенность в части сохранения воинского звания военнослужащим, продолжающим прохождение военной службы в войсках национальной гвардии, при определенных условиях.
Отдельные положения законопроекта распространяют свое действие с 5 апреля 2016 года в связи с изданием Указа N 157, согласно которому с 5 апреля 2016 года в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации были включены отдельные органы управления и подразделения, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения, а также Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, авиационные подразделения, ранее входившие в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Особый Порядок распространения правоотношения на отдельные положения законопроекта обусловлен прохождением начиная с 5 апреля 2016 года сотрудниками службы в войсках национальной гвардии и предоставлении им определенных социальных гарантий, в т.ч., предусмотренных предлагаемыми законопроектом изменениями. Принятие законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а предполагаемые в нем решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.