Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 441707-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
Досье на проект федерального закона
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
В связи с этим Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р в качестве главных задач Правительства РФ в этой сфере обозначены - обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям для целей формирования условий расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности.
Различные социологические и научные организации, исследующие данную сферу, действительно в последние годы отмечают определенный рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, расширяется число благотворительных и волонтерских организаций, а также масштабы реализуемых ими благотворительных программ и проектов.
По данным исследования частных пожертвований в России Фонда поддержки и развития филантропии "КАФ" на цели благотворительности в России в 2017 г. было потрачено 120 млрд руб. Благотворительные пожертвования совершали 53% населения, отмечается в исследовании. При этом 59% из этих граждан заявляли о готовности жертвовать больше, если точно будут знать на что будут потрачены их средства.
Таким образом, разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность, а также рост объемов благотворительных пожертвований во многом связан с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям и непрозрачностью их деятельности.
По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ "Высшая школа экономики", несмотря на наметившийся рост доверия к благотворительным организациям в России, лишь 11% респондентов безоговорочно доверяют благотворителям.
Вероятно, с низким уровнем доверия граждан к субъектам благотворительности связан и тот факт, что подавляющая часть пожертвований россиян не превышала 2000 рублей (данные Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ).
По данным исследования частных пожертвований в России Фонда поддержки и развития филантропии "КАФ", почти треть (31%) пожертвований совершается через ящики для сбора пожертвований.
При этом согласно статистике, которая приводится Центром развития некоммерческих организаций (г. Санкт-Петербург), опыт привлечения ресурсов через ящики существует у 50% организаций. У некоторых организаций средству, привлекаемые с помощью ящиков, составляют 100% финансирования, которые они получают от частных доноров. У других данный источник занимает до трети (10-30%) от средств, привлечённых от частных лиц. Из чего можно сделать вывод, что для ряда организаций средства от использования ящиков для пожертвований являются одним из ключевых источников формирования их бюджетов.
Вместе с тем в действующем законодательстве не регламентируются правила сбора денежных средств посредством ящиков для сбора пожертвований (благотворительных ящиков). Отсутствуют не только законодательные положения, регулирующие указанную деятельность, но и легальное определение ящика для сбора пожертвований. Нет указания на то, кому может принадлежать такой ящик, где, как и на каком основании он может быть установлен, не определен Порядок извлечения пожертвований из ящика.
Отсутствие правового регулирования, как указывают СМИ, является основной причиной роста мошенничества в данной сфере и недоверия граждан ко всем благотворительным организациям.
Официальная статистика, свидетельствующая о количестве установленных благотворительных ящиков в Российской Федерации, не ведется. Отсутствие регулирования системы сбора денежных средств таким образом создает ситуацию, которая противоречит основному критерию, которому должна отвечать благотворительная деятельность, - прозрачности.
Из-за отсутствия доверия граждан к системе сбора средств через благотворительные ящики, благотворительные организации не получают значительную часть соответствующих доходов.
Данный законодательный пробел вызывает множество проблем: невозможность определить лицо, которому принадлежит благотворительный ящик, отследить движение денежных средств, которые были переданы на благотворительную деятельность, что влечет за собой различные проявления недобросовестного поведения в данной сфере.
Нужно отметить, что добросовестные участники сферы благотворительности в различных регионах (Санкт-Петербурге, Ростовской области и др.) на основе саморегулирования предпринимают усилия по повышению прозрачности сбора средств через ящики для пожертвований, вырабатывая алгоритмы действий по установке ящиков и их процедур вскрытия.
В связи с тем, что данные действия не решают имеющихся проблем возникновения фактов мошенничества и недобросовестности, связанных со сбором средств граждан на цели благотворительности через ящики для пожертвований и был разработан данный законопроект с учетом опыта саморегулирования в данной сфере добросовестных участников сферы благотворительности.
Законопроектом предлагается закрепить понятие и виды ящиков для сбора пожертвований - переносной и стационарный; определить, что право использования таких ящиков может принадлежать исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.
Предлагается закрепить в законе правовые основания установки и использования стационарных ящиков, а также предусмотреть условия использования переносных ящиков - исключительно во время и в месте проведения организациями, некоммерческими организациями, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, несколькими такими организациями или их объединениями публичного мероприятия в порядке, установленном законодательством.
В данном проекте указывается, что требования к ящикам для сбора пожертвований, Порядок их установки и использования определяется Правительством Российской Федерации.
Помимо этого, законопроектом предлагается закрепить, что в процедуре извлечения пожертвований из ящика должно принимать участие лицо, независимое от организации, использующей ящик для сбора пожертвований. Порядок извлечения пожертвований из ящика также должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" не повлечет расходов из федерального бюджета.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.