Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 419616-7 "О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения доходов и расходов судовладельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов),
внесенному депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, М.С. Шереметом, П.И. Пимашковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 419616-7 "О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект направлен на уточнение порядка налогообложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиков-судовладельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), построенных иностранными судостроительными организациями, в случаях их использования для осуществления деятельности в территориальных водах Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей главы 25 Налогового кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно пункту 48.5 статьи 270 Налогового кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией и реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
В тоже время, согласно пункту 3 статьи 256 Налогового кодекса из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, зарегистрированные в РМРС, на период нахождения их в РМРС.
Для устранения неравноправного положения налогоплательщиков-судовладельцев судов, зарегистрированных в РМРС и используемых для каботажных перевозок, законопроектом предлагается исключить из состава имущества, по которому не начисляется амортизация зарегистрированные в РМРС суда на период нахождения их в РМРС. Кроме того, законопроектом уточняется редакция пункта 485 статьи 270 Налогового кодекса, в соответствии с которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться расходы судовладельцев, включая амортизационные отчисления, связанные с получением доходов от использования судов, зарегистрированных в РМРС, для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации.
Статья 2 законопроекта устанавливающая Порядок вступления федерального закона в силу, распространяет его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Учитывая, что в сопроводительных документах к законопроекту не содержится пояснений по вопросу выбора этой даты, Комитет полагает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнительно обсудить вопрос придания обратной силы рассматриваемым изменениям в статьи 256 и 270 Налогового кодекса.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 419616-7 "О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.