Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 449359-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 марта 2016 г. N ДМ-П8-1719 и от 8 августа 2017 г. N ДМ-П8-5280 (далее - поручения) в целях создания условий для снятия существующих территориальных ограничений деятельности по созданию и развитию инновационного центра "Сколково" (далее - Центр) за счет тиражирования модели инновационной экосистемы, формируемой в рамках проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" (далее - проект), с опорой на успешные региональные инновационные центры и инновационные научно-технологические центры, создаваемые в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также законопроект предусматривает уточнение понятийно-категориального аппарата и перечня функций управляющей компании в целях его ориентации на решение задач коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
1. Законопроектом предложены изменения, снимающие ограничения по нахождению постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, являющихся участниками проекта, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени указанных юридических лиц без доверенности, вне территории Центра. Таким образом, статус участника проекта может быть присвоен юридическому лицу вне зависимости от его местоположения на территории Российской Федерации.
2. В законопроекте предлагается реализовать модель привлечения региональных операторов, осуществляющих предоставление сервисов некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - сервисы "Сколково", Фонд "Сколково") за пределами границ Центра, на территории субъектов Российской Федерации либо на ее части, в том числе на территории инновационных научно-технологических центров, в целях повышения доступности сервисов "Сколково" для лиц, не являющихся участниками проекта. Деятельность региональных операторов будет осуществляться в рамках соглашения, заключаемого с управляющей компанией, что обеспечит систематизацию и тиражирование лучших российских и международных стандартов качества сервисов "Сколково" в региональные инновационные центры, инновационные научно-технологические центры.
Под региональным оператором понимается российское юридическое лицо, с которым управляющая компания заключила соглашение о совместной реализации проекта.
Региональный оператор определяется управляющей компанией по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется осуществление оператором деятельности по реализации проекта. Региональным оператором, деятельность которого планируется на территории инновационного научно-технологического центра, могут выступать только фонд и (или) управляющая компания (в значении этих понятий, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Для наделения указанных организаций статусом регионального оператора согласие высшего исполнительного органа государственной власти не требуется.
Дополнительные требования к региональному оператору будут устанавливаться управляющей компанией.
3. Законопроектом предлагается установить ряд механизмов, направленных на поэтапное снижение потребности в финансировании проекта за счет средств федерального бюджета, а также развитие коммерческих сервисов, что является необходимым условием перехода инновационной экосистемы к стадии саморазвития.
Так, законопроектом устанавливается, что финансовое обеспечение функций управляющей компании по реализации проекта может осуществляться, в том числе, за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая доходы управляющей компании от выполнения на возмездной основе работ, оказания услуг лицам, участвующим в реализации проекта, а также иным лицам.
При этом такая деятельность может осуществляться управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон о Сколково), решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, учредительными документами управляющей компании.
Законопроектом определен примерный перечень услуг, которые может оказывать управляющая компания.
Дополнительно предлагается снять ограничение на возможность управляющей компании быть участником участников проекта, что является необходимым условием для развития некоторых специальных сервисов (поддержка российских и международных продаж, инжиниринговые центры и др.), а также для запуска механизма венчурного инвестирования, необходимого для реализации поручений.
В законопроекте сформулирован портфельный принцип оценки эффективности инвестиционных вложений управляющих компаний (по аналогии с частью 10 статьи 16.5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ)). В отношении договоров инвестиционного товарищества, заключенных с управляющими компаниями, предусмотрено осуществление промежуточной и итоговой оценки эффективности совместной инвестиционной деятельности.
При этом расходование управляющими компаниями бюджетных средств, предоставленных на инвестиционную деятельность, предполагается рассматривать как форму государственной поддержки инновационной деятельности, оценка эффективности которой осуществляется в соответствии с положениями статьи 16.5 Закона N 127-ФЗ.
4. Законопроектом предлагается снять ограничения по возможным направлениям исследовательской деятельности, установив, что такая деятельность осуществляется в соответствии с правилами проекта, утверждаемыми управляющей компанией с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Это необходимо для реализации поручений в части взаимодействия управляющей компании с АНО "Агентство стратегических инициатив" по продвижению новых проектов по реализации Национальной технологической инициативы. Соответствующим образом уточняется определение целей реализации проекта.
5. Ряд поправок в Закон о Сколково, предлагаемых законопроектом, обусловлен необходимостью учесть произошедшие после принятия Закона о Сколково изменения нормативно-правового регулирования некоторых публичных функций, особенности осуществления которых на территории Центра установлены Законом о Сколково.
Так, уточняется определение ряда функций управляющей компании по обеспечению функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории. Уточняются особенности осуществления ряда полномочий органов государственной власти, местного самоуправления на территории Центра.
6. Ряд поправок в Закон о Сколково направлен на совершенствование порядка использования имущества, входящего в состав инфраструктуры территории Центра.
Так, предлагается предусмотреть изъятие из общего требования о том, что использование земельных участков на территории Центра возможно только путем их предоставления в аренду, в целях упрощения порядка размещения на территории Центра отдельных видов объектов, а также осуществления отдельных видов деятельности.
По аналогии с соответствующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.36) предлагается установить в Законе о Сколково норму о том, что такое использование может осуществляться на территории Центра без необходимости предоставления земельных участков в аренду и без необходимости сервитута, в порядке, установленном управляющей компанией. В отношении рекламных конструкций в целях снятия внутренней коллизии между нормами статьи 3 и статьи 12 Закона о Сколково предлагается дополнительно указать, что размещение рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, принадлежащем управляющей компании или дочернему обществу управляющей компании, осуществляется на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Законопроектом предлагается установить особенности правового режима автомобильных дорог на территории Центра в целях предоставления управляющей компании права ограничивать проезд по территории Центра транспортных средств неограниченного круга лиц, что является необходимым условием реализации концепции развития Центра как экологически чистой территории.
Законопроект содержит положения, устанавливающие, что технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения Центра объектов капитального строительства, расположенных вне территории Центра, допускается по согласованию с управляющей компанией, если это способствует целям реализации проекта, при наличии соответствующей технической возможности и свободной мощности, которая может быть обеспечена по сети инженерно-технического обеспечения соответствующим ресурсом. Данное дополнение необходимо в целях обеспечения оптимальной нагрузки и режима функционирования объектов инженерной инфраструктуры территории Центра.
7. Изменения в статью 17 Закона о Сколково направлены на защиту прав и законных интересов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Центра на основании разрешений, выдаваемых управляющей компанией.
Законопроект устанавливает, что обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Центра и получивших в установленном порядке разрешение управляющей компании, обладают всеми правами, предоставляемыми обучающимся в организациях, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также правами, предоставленными обучающимся по имеющим государственную аккредитацию соответствующим образовательным программам. Таким образом, ликвидируется правовая неопределенность статуса обучающихся в указанных организациях, который, в отличие от статуса самих образовательных организаций, не закреплен в настоящее время Законом о Сколково, что приводит к правовым коллизиям с другими федеральными законами и ущемлению прав граждан, обучающихся в образовательных организациях на территории Центра по сравнению с правами граждан, обучающихся в образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии и аккредитацию.
8. Законопроектом предлагается дополнить Закон о Сколково положением, устанавливающим право управляющей компании получать по запросу ряд сведений об участниках проекта, из числа предусмотренных статьей 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что соответствует положениям пункта 1.1 указанной статьи НК РФ, согласно которым предоставление таких сведений по запросам осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Получение таких сведений необходимо для осуществления управляющей компанией контроля над соответствием деятельности участников проекта требованиям Закона о Сколково. Самостоятельное получение управляющей компанией указанных сведений на основе открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не представляется возможным ввиду многочисленности участников проекта (более 1 700 организаций на текущий момент), что создает значительные сложности в их администрировании и увеличивает затраты на получение необходимой информации.
9. Законопроектом вносится ряд правок юридико-технического характера, в том числе в целях обеспечения взаимного соответствия норм Закона о Сколково и иных законодательных актов:
1) в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающие предоставление управляющей компании возможности внесения сведений об объектах адресации в федеральную информационную адресную систему;
2) в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающие устранение неточности данного федерального закона в части определения образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию на территории Центра "Сколково".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию других федеральных законов, кроме прямо указанных в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 492 "О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (необходимо в целях наделения управляющей компании проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" полномочиями по внесению сведений об объектах адресации в Федеральную информационную адресную систему).
Основание для подготовки - пункт "а" части 5 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и иные законодательные акты Российской Федерации".
Срок подготовки - март 2018 г.
Головной исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнитель - Федеральная налоговая служба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.