Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 453229-7 "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан на основе Резолюции, принятой участниками Международного Форума Чернобыльцев, который прошел в Москве (апрель 2016 года) в канун 30-летия катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Форуме приняли участие представители 72 общественных организаций России и зарубежных стран, представители законодательной исполнительной власти 65 субъектов Российской Федерации, экспертного сообщества, СМИ.
В настоящее время в соответствии с нормами статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены меры социальной поддержки в виде 50-процентной компенсации расходов на оплату жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях.
Таким образом, установленная мера социальной поддержки не распространяется на граждан указанных категорий, проживающих в жилых помещениях, приобретенных в частную собственность по иным (не в результате приватизации) основаниям.
Согласно статье 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на следующие виды: государственный, муниципальный и частный.
Критерием предоставления мер социальной поддержки в отношении граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является факт причинения значительного вреда здоровью.
Выделение приватизированного жилого помещения из частного жилищного фонда в качестве основания предоставления льгот по оплате жилого помещения не соответствует принципам социальной справедливости, а также конституционному принципу возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением (статья 42 Конституции России), поскольку гражданам указанных категорий, получившим одинаковый вред здоровью, устанавливаются различные меры социальной поддержки. Представляется, что установление указанной дифференциации не имеет под собой объективных логики и обоснования.
На основании изложенного и исходя из необходимости достижения конституционно значимого баланса публичных и частных интересов, обеспечения адресности социальной защиты всех граждан, подвергшихся воздействиях радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, настоящим законопроектом предлагается устранить имеющуюся в законодательстве несправедливость.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
В Российской Федерации проживает свыше 158 тыс. Граждан, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и членов их семей, относящихся к категории граждан, имеющих право на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
К примеру, в Омской области за 5 месяцев 2016 года соответствующие меры социальной поддержки предоставлены 1202 гражданам, из которых 25,5 процентов получают компенсацию на оплату жилого помещения, так как проживают в домах государственного и муниципального фонда и в приватизированных жилых домах. Соответственно 74,5 процентов из числа указанных граждан проживают в частном жилищном фонде и не могут воспользоваться данной мерой социальной поддержки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 97, устанавливающего федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых железно-коммунальных услуг на 1 кв. метр, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", устанавливающем федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения (18 кв. м. на одного гражданина), расходы на реализацию настоящего проекта федерального закона составят не более 350 миллионов рублей ежегодно.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.