Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 456421-7 "О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на исключение из законодательства Российской Федерации понятия "образовательные услуги" и вносится в пакете с проектом федерального закона N 375785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги".
Объектом образовательных правоотношений является образование как социальное благо - совокупность универсальных (общекультурных) и (или) профессиональных способностей (знаний, умений, навыков), формируемых и развиваемых в результате освоения образовательных программ. Как социальное благо образование не является имуществом, оно также не является результатом выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации оказание услуги предполагает осуществление определенных действий (определенной деятельности) со стороны исполнителя и оплату со стороны заказчика. Либо услуга оплачивается из соответствующих бюджетных средств, если она оказывается потребителю бесплатно.
В любом случае услуга представляет собой исключительно деятельность исполнителя услуги. Потребитель услуги если и совершает какие-либо действия, то только по указанию исполнителя услуги, его действия являются составными элементами деятельности исполнителя услуги.
Образовательный процесс представляет собой совместную деятельность образовательной организации, педагога и обучающегося по реализации - освоению образовательных программ. Таким образом, образование (образовательный процесс) не является услугой ни коммерческой, ни социальной, как их определяет законодательство Российской Федерации.
Концепция образования как услуги - концепция образовательных услуг вызывает справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей. Руководители Министерства образования и науки неоднократно высказывались за исключение этого понятия из действующего законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги" не требует расходов из федерального бюджета и не влечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.