Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 466379-7 "О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию по старости"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект устанавливает мораторий на повышение пенсионного возраста до 1 января 2030 года.
Изменение, вносимое в статью 36 Федерального закона "О страховых пенсиях", запрещает до указанного выше срока внесение изменений в часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая устанавливает возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию по старости.
По данным рекрутинговой компании HeadHunter, в настоящее время только шесть процентов россиян одобряют повышение пенсионного возраста, при этом 53 процента выступают за его сохранение, а 35 процентов - за снижение. И эта позиция большинства граждан России представляется объективно обоснованной.
Во-первых, при более позднем выходе на пенсию резко увеличится общее число безработных, а в особенности число безработных граждан в молодом и предпенсионном возрасте. Иначе говоря, повышение пенсионного возраста означает не замещение недостающей рабочей силы, но увеличение числа людей, которые работы не получат.
Во-вторых, как правило, чем старше работник, тем он чаще болеет. При этом при длительном лечении размеры выплат по больничным листам могут быть сравнимы с размерами затрат на пенсию.
В-третьих, по данным ректора Финансового университета при Правительстве России М.А. Эскиндарова, в настоящее время до пенсии не доживают около 10 процентов женщин и 30 процентов мужчин. Кроме того, по данным Всемирного банка, Россия - рекордсмен Европы по количеству мужчин, не доживающих до 65 лет, - 43 процента. Очевидно: с повышением пенсионного возраста мужчин до 65 лет этот показатель значительно возрастет, поскольку смертность мужчин в возрастной когорте 60-65 лет увеличится, в особенности из-за дополнительных физических и психических нагрузок, связанных с принудительным продолжением работы при ухудшающемся состоянии здоровья, и из-за стрессов, связанных с более высоким уровнем безработицы.
В-четвертых, так называемые сроки дожития, то есть пребывания на пенсии, определяемые как разность между средней продолжительностью жизни и возрастом выхода на пенсию, в большинстве развитых стран превышают российские.
Доля мужчин, не доживающих до 65 лет
Исландия, Швейцария -10%;
Швеция, Италия, Нидерланды, Мальта, Норвегия - 11%;
Литва - 36%;
Молдавия - 37%;
Украина, Белоруссия - 40%;
Россия - 43%.
Отсюда вывод: необходимо прежде добиться повышения продолжительности жизни, а затем при необходимости решать вопрос об увеличении пенсионного возраста.
В-пятых, повышение пенсионного возраста приведет к значительному удешевлению рабочей силы. Низкая стоимость рабочей силы является главным препятствием повышения производительности труда и технологического развития, а стало быть, и экономического роста в России.
Таким образом, представляется целесообразным не изменять (не повышать) возраст, достижение которого дает право на пенсию по старости до 2030 года, к которому, согласно национальным целям развития Российской Федерации, ожидаемая продолжительность жизни россиян должна повыситься до 80 лет. Повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию, прямо противоречит задаче повышения продолжительности жизни.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию по старости"
Принятие Федерального закона "О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию по старости" не требует расходов из федерального бюджета и не влечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию по старости"
Принятие Федерального закона "О моратории на повышение возраста, достижение которого дает право на пенсию по старости" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.