Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 473140-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий"
Досье на проект федерального закона
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (части 1 и 2 статьи 38). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей.
Происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке, является основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ), таким порядком является государственная регистрация рождения, в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия. Государственная регистрация рождения производится посредством составления записи акта о рождении, в которую вносятся, в том числе сведения о родителях ребенка.
По данным представленным Федеральной службы государственной статистики число родившихся за 2016 год снизилось по сравнению с 2015 годом на 51,9 тыс. (1 940,6 тыс. детей родилось в 2015 году и 1 888,7 тыс. детей - в 2016 году). Кроме того за первое полугодие 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года в России отмечалось снижение числа родившихся (в 84 субъектах Российской Федерации) и умерших (в 73 субъектах). В целом по стране в первом полугодии 2017 года число умерших превысило число родившихся в 1,1 раза (в первом полугодии 2016 года - в 1,0 раза).
Немаловажную роль в выравнивании демографических процессов, стимулировании рождаемости играет законодательное закрепление применения вспомогательных репродуктивных технологий. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), под репродуктивными технологиями понимаются методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства). Кроме того, Федеральным законом N 323-ФЗ определены категории граждан, которые могут воспользоваться данными методами: мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, одинокая женщина.
Вместе с тем, положения Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 143-Ф3 закрепляют право быть записанными в качестве родителей только лиц, состоящих в браке между собой, давших свое согласие на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий.
В связи с рассогласованностью норм права возникают проблемы, связанные с регистрацией детей, рожденных в результате применения репродуктивных методов. Положения Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 143-ФЗ предусматривают только один из нескольких случаев регистрации ребенка, родившегося в результате реализации применения репродуктивных методов, тем самым нарушаются права одиноких женщин и лиц, не состоящих в браке, установленные статьями 38, 45, 55 Конституции Российской Федерации.
Положения законопроекта направлены на устранение проблем в правоприменении при регистрации ребенка, родившегося в результате применения методов репродукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.