Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федеральный закон Об актах гражданского состояния изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, а также одинокой женщине, давшим согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ), быть записанными родителями (родителем) ребенка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничение оспаривания отцовства (материнства) при применении ВРТ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Кодекса родителями в книге записей рождений записываются лица, состоящие в браке и давшие согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов, а также лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, - только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).
Законопроектом предусмотрено распространение указанных положений на лиц, не состоящих в браке, и на одинокую женщину. Вместе с тем пунктом 2 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что в случае, если родители не состоят в браке между собой, необходимо установить отцовство ребенка в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
В законопроекте в отношении лиц, которые могут быть записаны родителями ребенка, рожденного в результате применения ВРТ, одновременно применяются термины лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке и лица, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке между собой, не являющиеся тождественными. При этом Кодексом предусмотрены различные процедуры установления отцовства ребенка в зависимости от того, состоят ли между собой в браке соответствующие мужчина и женщина. Так, в случае, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, отцом ребенка признается супруг матери (пункт 2 статьи 48 и пункт 1 статьи 51 Кодекса). Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка, по заявлению отца ребенка или решению суда (пункт 3 статьи 48 и пункт 2 статьи 51 Кодекса).
Таким образом, предусмотренная законопроектом редакция может привести к возникновению неопределенности в правоприменительной практике.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации полагает целесообразным доработать законопроект с учетом указанных замечаний до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 30 марта 2018 г. N 2451п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 473140-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка, в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, вносимый в Государственную Думу членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым и другими"
Текст письма официально опубликован не был