Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 474442-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд) подготовлен с учетом результатов исполнения бюджета Фонда за 2017 год, а также на основе итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 году и ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2018 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 363-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон N 363-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2018 год (показатели на плановый период 2019 и 2020 годов не изменяются).
1. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2017 год
С учетом изменения некоторых социально-экономических параметров за 2017 год уточнены показатели, используемые при формировании Федерального закона N 363-ФЗ по индексу роста потребительских цен и прожиточному минимуму пенсионера (далее - ПМП), что повлекло изменение основных характеристик бюджета Фонда на 2018 год.
Изменение основных макроэкономических показателей, используемых при формировании Федерального закона N 363-ФЗ на 2018 год, приведено в сравнительной таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Единица измерения |
2016 год |
2017 год |
||
прогноз, учтенный при формировании бюджета |
уточненная оценка |
отклонение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
105,4 |
103,2 |
102,5 |
-0,7 |
Прожиточный минимум пенсионеров |
руб./мес. |
8 081 |
8 415 |
8 314 |
-101 |
2. Изменение основных характеристик бюджета Фонда на 2018 год
Законопроект предусматривает снижение общего объема доходов бюджета Фонда на 66,8 млрд. рублей. В результате объем доходов на 2018 год составит 8 266,5 млрд. рублей или 8,4% к ВВП, что на 0,2% ниже запланированного уровня.
Общий объем расходов бюджета Фонда увеличивается на 92,2 млрд. рублей и составит в 2018 году 8 532,0 млрд. рублей, при этом по отношению к ВВП доля расходов осталась на уровне 8,7 процента.
Дефицит бюджета Фонда в 2018 году составит 265,5 млрд. рублей или 0,3% к ВВП, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, составит 158,9 млрд. рублей или 0,2% к ВВП, в части связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии - 106,6 млрд. рублей или 0,1% к ВВП.
На покрытие дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2018 год будут направлены остатки средств бюджета Фонда, образовавшиеся в результате неполного их использования по состоянию на 1 января 2018 г., в размере 158,9 млрд. рублей.
3. Изменение доходов бюджета Фонда на 2018 год
Изменение общего объема доходов связано с уменьшением объема средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в форме межбюджетных трансфертов на 68,3 млрд. рублей. В том числе:
с уменьшением межбюджетного трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование в 2018 году, на 61,3 млрд. рублей (с 693,7 млрд. рублей до 632,4 млрд. рублей);
с уменьшением, в связи с изменением параметров индексации, межбюджетного трансферта из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (далее - ЕДВ), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям и другим социальным выплатам на сумму 7,0 млрд. рублей.
Снижение трансфертов будет компенсировано за счет использования остатков средств по состоянию на 1 января 2018 г. образовавшихся в бюджете Фонда в результате исполнения 2017 года.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, соответствует проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Объем страховых взносов, прогнозируемых к поступлению в 2018 году на выплату страховых пенсий, сохранен на уровне, утвержденном Законом о бюджете Фонда. Влияние на поступление страховых взносов снижения прогноза по фонду заработной платы на 75,0 млрд. рублей за 2018 год будет компенсировано за счет более высоких показателей по доле базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в фонде заработной платы, сложившихся в отчетном 2017 году относительно учтенных в Федеральном законе N 363-ФЗ.
Кроме того, увеличен объем доходов в связи с дополнительными поступлениями по некоторым неналоговым доходным источникам - в частности, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, от штрафов, санкций и возмещения ущерба. Общая сумма увеличения составила 1,5 млрд. рублей.
4. Изменение расходов бюджета Фонда на 2018 год
4.1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Уменьшены расходы на ЕДВ до 447,8 млрд. рублей (-2,8 млрд. рублей) и расходы на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению в связи с проведенной индексацией с 1 февраля 2018 г. на 2,5% против 3,2%, учтенных при формировании бюджета Фонда.
Также уменьшены расходы на выплату дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий и компенсаций (далее - ДМО) и расходы на выплату доплат к пенсиям, в целях приведения их в соответствие с объемами средств, предусмотренных на указанные цели в доходной части бюджета Фонда и федерального бюджета, в связи с корректировкой индексации социальных пенсий с 1 апреля 2018 г. (с 4,1% до 2,9%) в результате уточнения ПМП за 2017 год с 8 415 рублей до 8 314 рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Социальная поддержка граждан" приведено в таблице 2.
Таблица 2
(тыс. рублей)
Наименование показателя |
Закон N 363-ФЗ |
Изменение (+/-) |
Законопроект с учетом изменений |
1 |
2 |
3 |
4 = 2 + 3 |
Всего |
980 951 136,7 |
-2 828 756,6 |
978 122 380,1 |
из них: |
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
635 345 036,8 |
-2 828 756,6 |
632 516 280,2 |
Основное мероприятие "Выплата дополнительного обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" |
3 809 325,1 |
-33 245,2 |
3 776 079,9 |
Основное мероприятие "Оказание мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" |
17 079 693,5 |
-106 192,0 |
16 973 501,5 |
Основное мероприятие "Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы" |
1 277 467,4 |
-7 670,4 |
1 269 797,0 |
Основное мероприятие "Предоставление мер государственной поддержки Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" |
654 107,3 |
-3 864,3 |
650 243,0 |
Основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий" |
77 045 546,9 |
-442 839,7 |
76 602 707,2 |
Основное мероприятие "Оказание мер государственной поддержки инвалидам" |
359 059 998,1 |
-2 231 148,5 |
356 828 849,6 |
Основное мероприятие "Оказание поддержки в связи с погребением умерших" |
8 739 217,3 |
-3 796,5 |
8 735 420,8 |
4.2. Непрограммные направления
Уменьшены против бюджетных назначений расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям до 449,6 млрд. рублей (-4,1 млрд. рублей) в связи с изменением параметров индексации социальных пенсий исходя из индекса роста ПМП за 2017 год с 1 апреля 2018 г. до 2,9% с 4,1%, определенных при формировании Федерального закона N 363-ФЗ.
Увеличены расходы на выплату страховой пенсии с учетом финансового обеспечения досрочного осуществления выплаты страховых пенсий за 14 дней января 2019 года в декабре 2018 года до 6 755,5 млрд. рублей (+98,9 млрд. рублей).
В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) установлен в сумме 11 163 рубля в месяц, в связи с чем в целях доведения уровня месячной заработной платы отдельным работникам системы Фонда до уровня МРОТ увеличены расходы на оплату труда работников системы Фонда в 2018 году до 85,2 млрд. рублей (+232,0 млн. рублей).
4.3. Государственная программа "Социальная поддержка граждан" подпрограмма "Старшее поколение"
Утвердить новую редакцию приложения 6 к закону о бюджете Фонда N 363-ФЗ, предусматривающую:
в таблице 1 "Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные со строительством (реконструкцией) объектов организаций социального обслуживания населения на 2018 год":
предоставление субсидии бюджету Калининградской области на реконструкцию пищеблока ГБСУСО КО "Советский психоневрологический интернат" в сумме 23 979,2 тыс. рублей;
увеличение субсидии бюджету Республики Мордовия на завершение строительства 3 жилых корпусов в ГБСУ СОССЗН РМ "Старотештелимский психоневрологический интернат" на сумму 1 144,5 тыс. рублей;
увеличение субсидии бюджету Костромской области на реконструкцию жилого корпуса N 1 в ОГБУ "Сусанинский психоневрологический интернат" на сумму 11 415,4 тыс. рублей;
в таблице 2 "Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с ремонтом организаций социального обслуживания населения, приобретением оборудования, предметов длительного пользования, автотранспорта для мобильных бригад, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на 2018 год":
уменьшение субсидии бюджету города федерального значения Москва в связи с отказом от распределенных средств на сумму 36 539,1 тыс. рублей.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект) подготовлен с учетом исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год, а также на основе изменения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ожидаемого исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 5 декабря 2017 года N 363-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Федеральный закон N 363-ФЗ).
В соответствии с законопроектом общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год определен 8 266,5 млрд. рублей (8,4% к ВВП), или на 66,8 млрд. рублей меньше объема, утвержденного Федеральным законом N 363-ФЗ.
Общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год определен 8 532,0 млрд. рублей (8,7% к ВВП), что на 92,2 млрд. рублей больше объема, утвержденного Федеральным законом N 363-ФЗ.
Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определен 265,5 млрд. рублей (0,3% к ВВП), что на 158,9 млрд. рублей выше показателя, утвержденного Федеральным законом N 363-ФЗ, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 158,9 млрд. рублей и в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 106,6 млрд. рублей.
Источником финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, являются не использованные в 2017 году остатки средств, образовавшиеся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2018 года. Источником финансирования дефицита бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, являются остатки средств бюджета Фонда по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении и на временном размещении).
Законопроект не предусматривает изменение показателей, утвержденных Федеральным законом N 363-ФЗ на плановый период 2019 и 2020 годов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не потребует внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.