Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 474441-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год"
Досье на проект федерального закона
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) исполнил бюджет 2017 года в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее -уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2017 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых Фонду на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 1 737 163,7 млн. рублей, или 101,8% от размера, утвержденного Федеральным законом (1 705 935,9 млн. рублей). По сравнению с 2016 годом доходы увеличились на 79 544,2 млн. рублей, или на 4,8%.
Расходы бюджета Фонда за 2017 год составили 1 654 990,5 млн. рублей, или 95,4% от размера, утвержденного Федеральным законом, и от уточненной сводной росписи (1 734 978,6 млн. рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2016 годом на 64 839,6 млн. рублей, или на 4,1%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 27 385,4 млн. рублей (100% от размера, утвержденного Федеральным законом).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 16 085,6 млн. рублей (89% от размера, утвержденного Федеральным законом).
Бюджет Фонда за 2017 год исполнен с профицитом в размере 82 173,3 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2017 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Основные показатели |
Утверждено на 2017 год Федеральным законом |
Уточненная сводная роспись расходов на 2017 год |
Кассовое исполнение за 2017 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
уточненной сводной росписи |
|||||
Доходы |
1 705 935,9 |
- |
1 737 163,7 |
101,8 |
- |
Расходы |
1 734 978,6 |
1 734 978,6 |
1 654 990,5 |
95,4 |
95,4 |
Дефицит (-), Профицит (+) |
-29 042,7 |
-29 042,7 |
82 173,3 |
- |
- |
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2017 году составила 98,2%. Страховые взносы на ОМС в 2017 году поступили на общую сумму 1 705 680,5 млн. рублей, или 101,6% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2016 годом объем их поступлений вырос на 81 503,9 млн. рублей, или на 5%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались исходя из тарифа в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков страховых взносов - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2017 год составил 1 086 984,9 млн. рублей, или 102,6% от объема, утвержденного Федеральным законом, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 072 893,9 млн. рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 14 091 млн. рублей.
По сравнению с 2016 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 80 562,5 млн. рублей, или на 8%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2017 году осуществлялась в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2017 год составил 618 695,6 млн. рублей, или 100% от утвержденного годового объема (618 662,1 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 апреля 2016 г. и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". По сравнению с 2016 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 941,4 млн. рублей, или на 0,2%.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 7,5 млн. рублей, в том числе:
налог, взимаемый с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 4,6 млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 2,7 млн. рублей;
единый сельскохозяйственный налог - 0,2 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 78,2 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 37,5 млн. рублей; недоимка, пени и штрафы по взносам - 27,5 млн. рублей;
денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, а также бюджетного законодательства - 0,4 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда 11,6 млн. рублей;
доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев -0,3 млн. рублей;
прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба - 0,9 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2017 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей, составила 27 385,4 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 4 012,5 млн. рублей, в том числе:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 219,2 млн. рублей;
бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 1 865,4 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам -179,8 млн. рублей;
на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, - 48,6 млн. рублей;
на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, -1,2 млн. рублей;
на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, - 1 390,1 млн. рублей;
прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 308,2 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (92,9%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2017 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 537 214,8 млн. рублей, что составляет 100% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2016 годом субвенция увеличилась на 78 641,3 млн. рублей, или на 5,4%.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь
В 2017 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 96 729 млн. рублей, в том числе:
90 729 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
6 000 млн. рублей - дотация федеральному бюджету в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1542 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования".
Расходы на единовременные компенсационные выплаты
В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ (часть 12.1 статьи 51) в 2017 году из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов направлялись иные межбюджетные трансферты по заявкам уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим работать в сельскую местность, рабочие поселки и поселки городского типа.
Распределение указанных межбюджетных трансфертов в сумме 3 200 млн. рублей между субъектами Российской Федерации утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. N 2772-р, которое в том числе предусматривало нераспределенный резерв в размере 344 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2017 году составили 3 004,5 млн. рублей, или 93,9% к утвержденному бюджету. Средства из резерва в общем размере 343,5 млн. рублей направлены бюджетам территориальных фондов 28 субъектов Российской Федерации, перевыполнившим установленные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации объемы.
По итогам 2017 года на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа привлечено 5 018 медицинских работников.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2017 году перечислено по заявочному принципу 16 085,6 млн. рублей (89% от запланированного объема). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности и родов, а также за проведение профилактических медицинских осмотров детей в течение первого года жизни, составило 5,2 млн.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2017 году составили 1 295,9 млн. рублей, или 97,8% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2017 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 11 млн. полисов, из них 4 млн. - электронные, 7 млн. - бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2017 году составили 660,6 млн. рублей, или 94,5% к утвержденным объемам.
Экономия средств против утвержденных объемов в основном сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.