Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475778-7 "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней"
Досье на проект федерального закона
Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокол к ней (далее - Конвенция) подписаны 7 сентября 2017 г. в городе Владивостоке в ходе Восточного экономического форума.
Новая Конвенция заменит собой действующую Конвенцию между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы с Протоколом от 18 января 1986 г.
Необходимость пересмотра ранее действовавшей Конвенции назрела давно и вызвана изменившимися условиями экономической деятельности в Российской Федерации, изменениями законодательства о налогах и сборах как в России, так и в Японии, развитием двусторонних экономических связей и международных тенденций в области налогообложения, в частности, касающихся обмена информацией и борьбы со злоупотреблениями. В этой связи стороны пришли к выводу о целесообразности заключения новой Конвенции.
В качестве основы для переговоров с японской стороной российская сторона использовала Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество". Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).
Конвенция распространяется на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода, лиц, являющихся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств, включая налоги на доходы от отчуждения любого имущества и налоги на общую сумму заработной платы, выплачиваемой предприятиями.
Основными положениями Конвенции и Протокола к ней являются: налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от имущества, прибыли от морских и воздушных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, доходов физических лиц, ограничение льгот, а также обмен информацией.
Так, в частности, Конвенция предусматривает, что налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося Государства производится в другом Договаривающемся Государстве, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом Государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
Положения Конвенции, касающиеся правил определения образования постоянного представительства в отношении деятельности, осуществляемой предприятием одного Договаривающегося Государства на территории другого Договаривающегося Государства, соответствуют требованиям Действия 7 "Статус постоянного представительства" Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS), разработанному с целью исключения случаев злоупотребления правилами определения статуса постоянного представительства.
Конвенция содержит антифрагментационное правило, которое направлено на предотвращение разделения единого бизнес-процесса на отдельные операции с целью оспаривания признания своей деятельности в качестве приводящей к образованию постоянного представительства только на том основании, что каждая из таких отдельных операций может носить подготовительный или вспомогательный характер.
Конвенция содержит положения, позволяющие осуществлять налогообложение акций или аналогичных долей участия, представленных недвижимым имуществом, в том Договаривающемся Государстве, где расположено такое недвижимое имущество, при соблюдении дополнительного требования - минимального периода в течение 365 дней, предшествовавших отчуждению таких акций или долей, для определения выполнения условия по установленному пороговому значению стоимости (более 50 процентов стоимости) таких акций или долей, представленных недвижимым имуществом.
Прибыль, полученная предприятием Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.
Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства.
Также предусмотрен особый режим налогообложения дивидендов от акций или аналогичных долей участия, если в течение периода 365 дней стоимость таких акций или аналогичных им долей участия более чем на 50 процентов состояла из недвижимого имущества. В таком случае ставка налога в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, установлена в размере 15 процентов.
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике.
Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение двенадцатимесячного периода. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров и студентов.
Конвенция содержит положения, соответствующие требованиям Действия 6 "Злоупотребление положениями договора" Плана BEPS, ограничивающие злоупотребления положениями Конвенции.
Конвенция регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами Договаривающихся Государств.
В соответствии с современными требованиями международного сотрудничества в налоговой области Конвенция содержит ряд положений, которые позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой информацией между налоговыми органами России и Японии по налогам любого вида и рода, включая косвенные.
Так, Конвенция содержит положения, не позволяющие отказать в предоставлении информации, запрашиваемой другим государством, только на основании отсутствия заинтересованности в такой информации у запрашиваемого государства для собственных налоговых целей, а также на основании того, что такой информацией располагают банки и иные кредитные организации, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации.
Конвенция регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями заключенной Конвенции.
Конвенция определяет методы устранения двойного налогообложения.
Протокол к Конвенции, предлагаемый к ратификации, является неотъемлемой частью Конвенции и содержит нормы, разъясняющие ряд положений Конвенции, в частности, отказ от легализации и апостилирования любых документов (в том числе и сертификата о резидентстве), выданных компетентными органами одного Договаривающегося Государства для целей применения в другом Договаривающемся Государстве.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Конвенция и Протокол к ней подлежат ратификации, поскольку содержат правила иные, чем предусмотренные Налоговом кодексом Российской Федерации, относительно налогообложения дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий, прибыли от международных перевозок, полученных юридическими и физическими лицами Договаривающихся Государств.
Конвенция будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Японией, привлечению взаимных инвестиций. Реализация Конвенции не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а получение российскими налоговыми органами возможности запрашивать интересующую информацию от аналогичных японских органов приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Проект федерального закона о ратификации не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Конвенции и Протокола к ней не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней"
Реализация Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.