Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475670-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год"
Досье на проект федерального закона
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение бюджета в 2017 году в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон).
Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 691 825,3 млн. рублей, или 107,7 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом. Расходы бюджета за 2017 год составили 670 808,2 млн. рублей, или 98,2 процента к показателям, утвержденным Федеральным законом, и 96,1 процента к сводной бюджетной росписи бюджета Фонда (далее - бюджетная роспись).
В целом бюджет Фонда за 2017 год исполнен с профицитом в сумме 21 017,1 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - с дефицитом в сумме 3 107,3 млн. рублей, на покрытие которого были привлечены остатки средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - с профицитом в сумме 23 677,0 млн. рублей, по исполнению отдельных государственных полномочий, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, - с превышением поступивших межбюджетных трансфертов из федерального бюджета над произведенными расходами в сумме 585,9 млн. рублей, а из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - с превышением произведенных расходов над суммой поступивших межбюджетных трансфертов за счет остатков прошлых лет в сумме 138,5 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда приведены в приложении 1 к пояснительной записке.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год" в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Доходы
Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2017 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 691 825,3 млн. рублей, или 107,7 процента к показателям Федерального закона.
Исполнение бюджета Фонда по основным статьям доходов характеризуется показателями, приведенными в приложении 2 к пояснительной записке.
Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 526 006,5 млн. рублей, или 107,4 процента к показателям Федерального закона.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтены средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов над суммой начисленных страховых взносов в размере 37 085,5 млн. рублей.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляют налоговые органы.
В 2017 году из Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) в доход бюджета Фонда поступили страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 473 482,6 млн. рублей (в том числе за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме 9 562,7 млн. рублей, или 64,4 процента от суммы переданной задолженности в ФНС России на 1 января 2017 г.), или 98,4 процента от запланированных, что больше по сравнению с 2016 годом на 15 317,0 млн. рублей, или на 3,3 процента.
В 2017 году по статье доходов "Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" в бюджет Фонда зачислено 32,0 млн. рублей, или 97,1 процента от запланированных, что больше по сравнению с поступлениями за 2016 год на 1,8 млн. рублей. Из них поступления задолженности плательщиков по отмененному единому социальному налогу составили 26,5 млн. рублей, возвращен плательщикам излишне уплаченный единый социальный налог в сумме 4,4 млн. рублей. В результате в доходы бюджета Фонда зачислено 22,1 млн. рублей, или 162,7 процента к 2016 году. По данной статье доходов бюджета Фонда поступили недоимка, пени и штрафы (задолженность на 1 января 2001 г. по страховым взносам, переданная в ФНС России) в сумме 9,8 млн. рублей.
В доходы бюджета Фонда зачислены налоги на совокупный доход в сумме 7,7 млн. рублей, что на 1,5 млн. рублей меньше суммы поступлений в 2016 году.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2017 году доходы составили 114 993,9 млн. рублей, или 107,9 процента от показателей Федерального закона. По отношению к 2016 году указанные доходы возросли на 10 258,6 млн. рублей, или на 9,8 процента.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2017 году составили 109 578,9 млн. рублей, или 106,5 процента от запланированных. К уровню 2016 года поступления выросли на 7,9 процента, или на 8 019,8 млн. рублей.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы, на 5,9 процента к учтенному в расчетах к Федеральному закону. В результате влияния данного фактора в доход бюджета Фонда поступили дополнительные средства в сумме 6 164,2 млн. рублей.
Средний размер тарифа страховых взносов сложился на уровне планового показателя в размере 0,51 процента.
Фактический коэффициент сбора страховых взносов составил 0,983, что выше планового показателя на 0,001. Это позволило увеличить доходы бюджета Фонда по данной статье на 391,6 млн. рублей. В доход бюджета Фонда по данной статье дополнительно зачислены пени и штрафы в сумме 107,6 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1396 "Об утверждении Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 389) размещены на банковские депозиты в кредитные организации средства указанного резерва, по результатам их размещения в доходы бюджета Фонда зачислены средства в сумме 4 554,7 млн. рублей, или 138,7 процента от запланированных.
В доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) в сумме 198,5 млн. рублей, что в 4 раза больше запланированных.
В доходах бюджета Фонда от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета Фонда учтены поступления от возврата неправомерно использованных средств в сумме 188,8 млн. рублей, включая средства федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за прошлые годы, которые составили 23,7 млн. рублей.
В составе прочих неналоговых доходов капитализированные платежи ликвидируемых предприятий составили 324,6 млн. рублей, или 100,4 процента от предусмотренных планом, прочие поступления - 55,6 млн. рублей, включая добровольные страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 51,2 млн. рублей. Кроме того, по статье "Прочие неналоговые доходы" отражены средства плательщиков страховых взносов в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов в сумме 37 461,9 млн. рублей, а также возврат задолженности территориальных органов Фонда перед страхователями по отмененному единому социальному налогу, образовавшейся на 1 января 2010 г., в сумме 0,6 млн. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в сумме 66 168,3 млн. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета: на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 34 942,6 млн. рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 15 140,0 млн. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 16 085,6 млн. рублей.
В 2017 году из бюджета Фонда возвращены в федеральный бюджет средства межбюджетных трансфертов, неправомерно израсходованные в прошлые периоды, в сумме 7,9 млн. рублей, в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - средства, неправомерно израсходованные организациями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 219,2 млн. рублей.
Расходы
Расходы бюджета Фонда в 2017 году составили 670 808,2 млн. рублей, или 98,2 процента к показателям Федерального закона и 96,1 процента к ассигнованиям, установленным бюджетной росписью. По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 0,9 процента.
Расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в 2017 году, составили 34 369,0 млн. рублей, за счет средств, поступивших из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 16 008,5 млн. рублей.
В 2017 году расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 579 855,7 млн. рублей. Расходы на эти цели составили 86,4 процента от всех расходов бюджета Фонда и 97,5 процента к показателям Федерального закона. По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 5 954,3 млн. рублей, или на 1 процент, в основном за счет увеличения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на оплату 4 дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами.
Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется показателями, приведенными в приложении 3 к пояснительной записке.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 529 113,8 млн. рублей, или 97,4 процента к показателям Федерального закона.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 516 256,5 млн. рублей и составили 97.6 процента всех расходов по данному виду страхования, а по сравнению с 2016 годом увеличились на 0,9 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 223 935,7 млн. рублей, или 102,4 процента к показателям Федерального закона и 97,8 процента к бюджетной росписи, что на 10 973,4 млн. рублей, или на 5,2 процента, больше, чем в 2016 году.
На выполнение плановых показателей по данному виду расходов повлияло увеличение числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 2,9 млн. дней.
Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности сократилось на 5,4 млн. дней и уменьшилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,14 дня в 2016 году до 10,90 дня в 2017 году.
Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности сложился выше планового показателя на 1,4 процента, или на 10,74 рубля, и составил 755,34 рубля, что выше на 7,1 процента по сравнению с 2016 годом.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий в связи с материнством в 2017 году снизились на 2,1 процента по сравнению с 2016 годом. По данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2017 году снизилась на 10.7 процента по сравнению с 2016 годом, или на 0,203 млн. человек.
Расходы на выплату пособий по беременности и родам, а также на пособия гражданам, имеющим детей, осуществляемые Фондом за счет собственных средств, составили 291 852,1 млн. рублей, или 94,1 процента к показателям Федерального закона и 95,8 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2016 годом эти расходы сократились на 6 333,6 млн. рублей, или на 2,1 процента.
На выплату пособий по беременности и родам расходы составили ПО 235,6 млн. рублей, или 90 процентов к показателям Федерального закона и 93,4 процента к бюджетной росписи.
Невыполнение плановых показателей по данному виду пособия обусловлено сокращением числа оплаченных дней по беременности и родам на 19,2 млн. дней по сравнению с запланированными расчетами к Федеральному закону и на 21,8 млн. дней по сравнению с 2016 годом.
Средний размер дневного пособия по беременности и родам составил 781,99 рубля, что на 2,3 процента больше планового показателя и на 56,53 рубля больше, чем в 2016 году.
Расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2017 году составили 20 310,2 млн. рублей, или 88 процентов к показателям Федерального закона и 95,8 процента к бюджетной росписи.
По сравнению с 2016 годом расходы на выплату указанного пособия сократились на 1 843,4 млн. рублей, или на 8,3 процента.
В 2017 году сократилось число выплат при рождении ребенка на 136,3 тыс. по сравнению с запланированными расчетами к Федеральному закону, а средний размер пособия уменьшился на 275,4 рубля и составил 17 695,74 рубля.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 160 785,4 млн. рублей, или 97,9 процента к показателям Федерального закона и 97,4 процента к бюджетной росписи. По сравнению с 2016 годом расходы выросли на 3 423,9 млн. рублей, или на 2,2 процента.
Средний размер данного пособия по отношению к 2016 году возрос на 326,9 рубля, или на 3,8 процента, и составил 9 028,76 рубля.
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 17,8 млн. пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,5 млн. граждан.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством приведены в приложении 4 к пояснительной записке.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 91 316,9 млн. рублей, что на 3,4 процента ниже утвержденных Федеральным законом и бюджетной росписью, по отношению к 2016 году расходы возросли на 3,4 процента.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 481,2 млн. рублей, что на 4,9 процента меньше предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, но на 1,9 процента больше, чем в 2016 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 98 тыс. дней, или на 3,4 процента, а также со снижением среднего размера дневного пособия на 14,16 рубля, или на 1,6 процента, по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
В 2017 году выплачено 12,51 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 1 826,2 млн. рублей, или 85 процентов от предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью, что на 4,6 процента меньше, чем в 2016 году, средний размер выплаты составил 145 942,87 рубля.
Снижение расходов на единовременные страховые выплаты связано с сокращением числа выплат на 1,5 тыс. и со снижением среднего размера единовременной страховой выплаты на 7,5 тыс. рублей по отношению к показателям, использованным в расчетах к Федеральному закону.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,4 млн. выплат на сумму 55 264,3 млн. рублей, или 97,6 процента к показателям Федерального закона и к бюджетной росписи.
Исполнение указанных расходов не в полном объеме сложилось за счет уменьшения числа несчастных случаев на производстве на 7,4 процента. Кроме того, средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности снизился на 0,8 процентных пункта в 2017 году (41,5 процента) по сравнению с 2016 годом (42,3 процента).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2016 г. N 1308 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ежемесячные страховые выплаты были проиндексированы в 1,04 раза более чем 448,6 тыс. получателей.
Показатели расходов по пособиям и выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приведены в приложении 5 к пояснительной записке.
В 2017 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 17 356,1 млн. рублей, или 96,6 процента от предусмотренных бюджетной росписью и Федеральным законом, и уменьшились на 11,9 процента по сравнению с 2016 годом.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 6 777,5 млн. рублей, или 93,9 процента от предусмотренных бюджетной росписью.
На медицинскую помощь застрахованных лиц непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве в 2017 году израсходовано 602,0 млн. рублей, что на 14 процентов меньше средств, израсходованных на эти цели в 2016 году. Лечением в 2017 году охвачен 81 процент лиц, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев на производстве, что на 7,3 процента меньше, чем в 2016 году. В результате оплаты лечения за счет средств по данному виду страхования восстановили трудоспособность и возвратились к трудовой деятельности без установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности более 50 процентов от общего числа лиц, завершивших лечение.
В 2017 году средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлены:
на оплату лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий в сумме 1 119,9 млн. рублей для 93,5 тыс. получателей. По сравнению с 2016 годом произошло увеличение расходов на 0,9 процента;
на осуществление санаторно-курортного лечения в сумме 1 837,2 млн. рублей для 45,4 тыс. получателей, в том числе 674 получателей с последствиями травм спинного мозга и передвигающихся с помощью кресел-колясок, а также 1,2 тыс. сопровождающих. По сравнению с 2016 годом произошло уменьшение расходов на 60,5 процента при уменьшении числа получателей на 59,2 процента;
на обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и их ремонт в сумме 1 449,1 млн. рублей для 34,6 тыс. получателей. По сравнению с 2016 годом произошло увеличение расходов на 10,3 процента и увеличение числа указанных лиц на 3,7 процента;
на обеспечение транспортными средствами (автомобилями необходимой модификации) в сумме 878,6 млн. рублей для 1,9 тыс. получателей. По сравнению с 2016 годом произошло увеличение расходов на 3,5 процента с увеличением числа указанных лиц на 1 процент.
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обусловлено снижением в 2017 году количества несчастных случаев на производстве на 3,4 тыс. случаев, или на 7,4 процента, по сравнению с 2016 годом, а также обеспечением соответствующими услугами лиц, пострадавших на производстве, в рамках государственного задания в федеральных государственных учреждениях, в отношении которых Фонд осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - центры реабилитации Фонда), без осуществления закупок по контрактной системе и дополнительным перераспределением данных путевок в центры реабилитации Фонда.
На обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2017 году израсходовано 10 578,6 млн. рублей, или 98,4 процента от предусмотренных бюджетной росписью, что на 4,7 процента больше, чем в 2016 году.
В рамках обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2017 году за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
проведена специальная оценка условий труда на более чем 1 228 тыс. рабочих мест на сумму 1 191,9 млн. рублей (11,3 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 1 440 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошли обязательные периодические медицинские осмотры, расходы на которые составили 2 831,9 млн. рублей (26,8 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
более 55 тыс. работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, которым в соответствии с заключительными актами по результатам периодических медицинских осмотров рекомендовано санаторно-курортное лечение, получили его на сумму более 2 086,6 млн. рублей (19,7 процента от общей суммы использованных страхователями средств);
для 1 881,5 тыс. застрахованных приобретены средства индивидуальной защиты на сумму более 4 089,6 млн. рублей (38,7 процента от общей суммы использованных страхователями средств).
В соответствии с Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1548 "Об утверждении Правил предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" выделено 3 073,6 млн. рублей в целях оказания свыше 62 тыс. лиц, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению на базе центров реабилитации Фонда, или 100 процентов предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью.
В 2017 году до центров реабилитации Фонда доведены государственные задания на оказание пострадавшим на производстве указанных услуг в общем объеме 1 345,4 тыс. койко-дней. Фактически задания исполнены в объеме 1 331,4 тыс. койко-дней, или на 99 процентов.
Остаток субсидии в сумме 4,7 млн. рублей, не использованной центрами реабилитации Фонда, возвращен в бюджет Фонда.
В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 23 305,0 млн. рублей и на административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в сумме 820,2 млн. рублей. Согласно дополнительному Соглашению от 14 июля 2017 г. N 1 и дополнительному Соглашению от 17 ноября 2017 г. N 3 между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом о предоставлении в 2017 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, дополнительно выделено 2 601,3 млн. рублей.
Фактические расходы составили 25 028,9 млн. рублей, или 95,7 процента к бюджетной росписи, с учетом остатка не использованных средств в 2016 году в сумме 242,8 млн. рублей и 2,3 млн. рублей, поступивших в 2017 году как возврат неправомерно израсходованных средств за прошлые годы. Административные расходы на осуществление функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составили 803,1 млн. рублей, или 97,9 процента к бюджетной росписи.
Остаток средств по состоянию на 1 января 2018 г. составил 1 140,6 млн. рублей.
Неполное освоение выделенных средств связано в основном с экономией за счет проведения торгов в ходе процедур государственных закупок (аукционов); ограничением мощности протезно-ортопедических предприятий; уточнением заявок инвалидов при принятии соответствующих полномочий от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Челябинском региональном отделении Фонда и Региональном отделении Фонда по Удмуртской Республике; расторжением государственных контрактов по причине неисполнения поставщиками своих обязательств и другим.
Не использованный остаток средств в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" будет использован Фондом на указанные цели в 2018 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2017 году.
В 2017 году выдано 361,8 млн. единиц технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия, что позволило обеспечить 1 047,5 тыс. человек, или 88,9 процента от общего количества обратившихся инвалидов, с учетом переходящих заявок 2016 года. Количество поданных заявок на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2017 году составило 3,53 млн., которые исполнены на 99,4 процента. Неполное исполнение заявок в основном обусловлено их поздним поступлением (ноябрь - декабрь) и невозможностью проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" из-за длительной процедуры проведения торгов.
Основные показатели расходования средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, приведены в таблице:
Бюджетной росписью ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определены в сумме 4 609,4 млн. рублей, включая остаток не использованных средств в прошлом году в сумме 102,2 млн. рублей. Фактические расходы составили 4 509,5 млн. рублей, или 97,8 процента.
Остаток неиспользованных ассигнований в сумме 103,6 млн. рублей в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" будет использован на указанные цели в 2018 году, в том числе на обеспечение расходов на проезд авиационным транспортом граждан льготных категорий к месту лечения и обратно по направлениям исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В 2017 году выдано 149,9 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 2,4 тыс. путевок больше, чем в 2016 году.
Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 14,1 млн. рублей, или 79,1 процента к бюджетной росписи. Недовыполнение объясняется уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий.
Фондом в 2017 году осуществлялась деятельность, связанная с выполнением государственных функций по реализации демографической политики, направленной на поддержку граждан, имеющих детей.
Расходы, финансируемые из федерального бюджета, на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 712,9 млн. рублей, или 91,9 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. В 2017 году 14,3 тыс. граждан обеспечены данными выплатами.
Расходы на оплату 4 дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами составили 3 256,9 млн. рублей, или 108,3 процента к Федеральному закону и 97,4 процента к бюджетной росписи, к 2016 году рост составил 16,4 процента.
Расходы на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни составили 16 008,5 млн. рублей, или 88,5 процента к показателям Федерального закона и 81,3 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Фондом оплачены услуги по оказанию медицинской помощи в 2017 году медицинскими учреждениями:
на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности - 1 486,1 тыс. женщин;
в период родов и в послеродовой период - 1 565,8 тыс. женщин;
проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни - 2 125,2 тыс. услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2018 г. в результате неполного использования Фондом в 2017 году указанных бюджетных ассигнований, в сумме 1 685,2 млн. рублей будут использованы Фондом в 2018 году на те же цели.
Показатели использования межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, приведены в приложениях 6 и 7 к пояснительной записке.
Расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2017 году составили 22 760,4 млн. рублей, или 96 процентов от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью, что составляет 3,4 процента в общем объеме расходов.
Расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности составили 316,0 млн. рублей, или 86 процентов предусмотренных Федеральным законом и бюджетной росписью. Освоение в неполном объеме утвержденных ассигнований объясняется в основном невыполнением подрядчиками своих обязательств, а также снижением начальной (максимальной) цены контракта по некоторым региональным отделениям Фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1495 "Об утверждении Правил предоставления субсидии на осуществление вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации" выделена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности в сумме 194,6 млн. рублей, которая в полном объеме перечислена центрам реабилитации Фонда. Фактически центрами реабилитации Фонда освоено 442,2 тыс. рублей, что составляет 0,2 процента от перечисленной суммы субсидии. Низкое освоение предоставленных средств сложилось в основном по причине невыполнения исполнителями договорных обязательств (увеличение продолжительности выполнения проектных работ и проведения государственной экспертизы проектной документации по сравнению с планировавшимися сроками). В свою очередь, неготовность проектной документации не позволила приступить к выполнению строительно-монтажных работ. Фондом принято решение об использовании центрами реабилитации Фонда в 2018 году остатков указанной субсидии, предоставленной в 2017 году (постановление Фонда от 17 января 2018 г. N 5).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1580 "Об утверждении Правил определения объема и условий предоставления из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации субсидий на иные цели федеральным государственным учреждениям, в отношении которых Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя" выделена субсидия в сумме 48,3 млн. рублей из 134,1 млн. рублей, предусмотренных бюджетной росписью, или 36 процентов, которые использованы Центром реабилитации Фонда "Кристалл" в целях возмещения расходов по оплате исполнительного документа, выданного на основании судебного акта о взыскании задолженности, связанной в том числе с погашением займа, полученного от кредитной организации на оплату указанного исполнительного документа, а также процентов по нему.
Расходы по подразделу "Другие вопросы в области социальной политики", включающему расходы на изготовление бланочной продукции, информационно-разъяснительную деятельность, прочие текущие расходы составили 783,4 млн. рублей, или 72,6 процента от ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Экономия средств по данной статье сформировалась в основном за счет оптимизации расходов по прочим текущим расходам.
Фонд в 2017 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и государственных функций, делегированных Фонду.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2017 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.