Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 480261-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении (далее - Договор) подписан 19 декабря 2017 г. в г. Москве.
Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и гражданами Республики Сербии, проживающих на их территориях, а также членов их семей. Предмет Договора составляют, в частности, страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, накопительная пенсия и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии (назначаются и выплачиваются при условии проживания граждан в Российской Федерации).
В случае переезда получателя пенсии и (или) пособия на постоянное место жительства в третье государство выплата назначенных пенсии и (или) пособия по его выбору будет продолжать осуществляться Договаривающейся Стороной, ее назначившей, либо на территории этой Договаривающейся Стороны, либо переводиться на территорию другой Договаривающейся Стороны.
Порядок обращения за установлением и выплатой пенсий и (или) пособий будет определен административным соглашением по применению Договора, согласно которому перевод пенсий и пособий компетентным учреждением одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны будет осуществляться непосредственно на личный счет получателя пенсии и пособия, открытый в банке на территории Договаривающейся Стороны, по месту его жительства, по курсам валют, официально опубликованным Центральным банком Российской Федерации и Банком Республики Сербии и действующим на день совершения операции.
Перевод пенсий и пособий на территорию другой Договаривающейся Стороны будет осуществляться один раз в квартал после поступления документа, подтверждающего факт нахождения в живых, по месяц выдачи названного документа включительно с учетом доплаты за прошедшее время, но не более чем за период, предусмотренный законодательством Договаривающейся Стороны, регламентирующим выплату пенсии и пособий за прошедшее время.
Также предметом Договора являются:
выплаты застрахованному лицу в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также членам семьи в случае смерти застрахованного лица по этим причинам, осуществляемые Договаривающейся Стороной, законодательство которой распространялось на застрахованное лицо, в случае если профессиональное заболевание впервые констатировано на территории другой Договаривающейся Стороны;
социальное пособие на погребение, которое будет выплачиваться той Договаривающейся Стороной, на территории которой умершее лицо захоронено.
Договор содержит иные правила (положения абзаца второго пункта 4 статьи 5, статей 11 и 14 Договора), чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это, в частности, относится к порядку определения права на пенсию, исчисления размера пенсии и выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (статьи 15-17), а также установления социальной (федеральной или региональной) доплаты к пенсии согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" (статья 12.1).
Так, в Российской Федерации при определении права на пенсию в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).
Когда согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, в соответствии с Договором будет применяться величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Сербии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании).
Если продолжительность страхового стажа на территории Российской Федерации и на территории бывшей РСФСР составляет менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии будут устанавливаться пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, к требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом этого, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Договора он подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и его реализация не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Сербии и получающих страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 143 человека. Численность граждан Республики Сербии, которые достигнут пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2018 - 2020 годов, составит в 2018 году 481 человек, в 2019 году - 785 человек и в 2020 году - 1129 человек. Средний размер страховой пенсии по старости на начало 2018 года составит 2592,92 рубля, 2019 года - 2688,86 рубля, 2020 года - 2796,41 рубля.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении"
При осуществлении в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении от 19 декабря 2017 г. (далее - Договор) пенсионного обеспечения граждан Республики Сербии, подпадающих под его действие (раздел 1 части III Договора с учетом положений статьи 26 Договора), средний размер:
страховой пенсии по старости составит в месяц в 2018 году 2592,92 рубля (из которых 190,36 рубля - страховая пенсия и 2402,56 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2019 году - 2688,86 рубля (из которых 197,40 рубля - страховая пенсия и 2491,45 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2020 году - 2796,41 рубля (из которых 205,3 рубля - страховая пенсия и 2591,11 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии);
страховой пенсии по инвалидности составит в месяц в 2018 году 1528,08 рубля (из которых 107,35 рубля - страховая пенсия и 1420,73 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2019 году - 1584,62 рубля (из которых 111,32 рубля - страховая пенсия и 1473,3 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2020 году - 1648 рублей (из которых 115,77 рубля - страховая пенсия и 1532,23 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии);
страховой пенсии по случаю потери кормильца составит в месяц в 2018 году 1391,64 рубля (из которых 97,76 рубля - страховая пенсия и 1293,88 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2019 году - 1443,13 рубля (из которых 101,38 рубля - страховая пенсия и 1341,75 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии), в 2020 году - 1500,86 рубля (из которых 105,43 рубля - страховая пенсия и 1395,42 рубля - фиксированная выплата к страховой пенсии).
По данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, численность граждан Республики Сербии которые достигают пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации в период 2018 - 2020 годов, составит в 2018 году 467 человек, в 2019 году - 768 человек и в 2020 году - 1109 человек. Предполагается, что уплата страховых взносов будет производиться в 2018 году исходя из указанной численности граждан в отношении 119 человек, в 2019 году - 142 человек и в 2020 году - 165 человек.
Предполагаемая численность граждан Республики Сербии, которым будет назначена страховая пенсия по инвалидности, составит в 2018 году 7 человек, в 2019 году - 8 человек и в 2020 году - 10 человек, а численность граждан Республики Сербии, которым будет назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца, составит в 2018 году 7 человек, в 2019 году - 9 человек и в 2020 году - 10 человек. Численность таких граждан определена расчетно исходя из анализа реализуемых Пенсионным фондом Российской Федерации международных договоров о пенсионном обеспечении (социальном обеспечении) с иностранными государствами. Численность граждан, которые будут претендовать на назначение страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, может составить около 6 процентов от общей численности пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости.
Реализация Договора повлечет за собой расходы за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на пенсионное обеспечение граждан Республики Сербии, которые в 2018 году составят 15 322,691 тыс. рублей, в 2019 году - 26 008,418 тыс. рублей, в 2020 году - 38 970,908 тыс. рублей.
При этом численность граждан Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Сербии, по данным, предоставленным Посольством Российской Федерации в Республике Сербии, составляет 234 человека, которые в будущем подпадут под действие Договора.
В настоящее время пенсионное обеспечение предоставляется 156 гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Сербии. В рамках действующих обязательств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов расходы на их пенсионное обеспечение составят в 2018 году 19 621,07 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии, по статистическим данным о лицах, проживающих за границей, по состоянию на 1 октября 2017 г. - 10 107,37 рубля), в 2019 году - 20 340,52 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 10 481,34 рубля), в 2020 году - 21 154,14 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 10 900,59 рубля). Тем самым при вступлении в силу Договора дополнительных расходов на их пенсионное обеспечение не потребуется, напротив, расходы будут снижаться с учетом пропорционального принципа распределения финансовой ответственности каждой Договаривающейся Стороны за пенсионный стаж, приобретенный гражданами на их территории, заложенного в Договоре.
Пенсионным фондом Российской Федерации проведен анализ за 2014 - 2016 годы исходя из численности граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Сербии и обратившихся за установлением пенсии по законодательству Российской Федерации, и численности умерших пенсионеров за этот же период, согласно которому ежегодный прирост пенсионеров из числа граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Сербии, в среднем составит 10 человек (около 7 процентов от численности пенсионеров из числа граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Сербии).
Расходы на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации составят в 2018 году 645,326 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 2592,92 рубля), в 2019 году - 1003,482 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 2 688,86 рубля), в 2020 году - 1391,495 тыс. рублей (средний размер страховой пенсии - 2796,41 рубля).
Всего расходы на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Сербии составят в 2018 году 15968,017 тыс. рублей, в 2019 году - 27011,9 тыс. рублей, в 2020 году - 40362,402 тыс. рублей.
Финансирование расходов на выплату пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам Республики Сербии, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Договором, будет производиться в 2018 году в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в период 2018 - 2020 годов граждане, подпадающие под действие Договора в части назначения и выплаты накопительной пенсии или единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, отсутствуют, в связи с чем расходов на их выплату в указанный период не возникнет.
Численность граждан Республики Сербии, отвечающих условиям реализации права на социальную пенсию, не будет превышать в 2018 году 20 человек, в 2019 году - 24 человек и в 2020 году - 27 человек. Численность указанных граждан определена по данным Пенсионного фонда Российской Федерации исходя из отношения общей численности получателей социальных пенсий к общей численности получателей страховых пенсий, составляющего 7,9 процента. Расходы на выплату социальных пенсий могут составить в 2018 году 2159,640 тыс. рублей, в 2019 году - 2682,378 тыс. рублей, в 2020 году - 3104,218 тыс. рублей.
Число умерших граждан Республики Сербии, по оценке Пенсионного фонда Российской Федерации, не превысит в 2018 году 6 человек, в 2019 году - 7 человек, в 2020 году - 8 человек. Расчет осуществлен с учетом возрастно-половых коэффициентов смертности, по данным прогноза Росстата. Расходы на выплату социального пособия на погребение в случае смерти граждан Республики Сербии могут составить в 2018 году - 34,352 тыс. рублей, в 2019 году - 41,655 тыс. рублей, в 2020 году - 49,510 тыс. рублей.
Поскольку согласно положениям Договора социальные пенсии и социальное пособие на погребение будут предоставляться в соответствии с положениями национального законодательства, расходы на их выплату будут производиться в пределах средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, направляемых на указанные цели.
Расходы на обеспечение граждан Республики Сербии, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний, будут производиться в пределах общего объема расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по данному виду обязательного социального страхования.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении"
Принятие Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.