Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481004-7 "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Перевозки пассажиров легковыми такси решают важнейшую социальную задачу в обеспечении транспортной доступности населения. В ряде сельских местностей, отдаленных от маршрутов регулярного автобусного сообщения, такси выполняет функцию общественного транспорта. Зачастую такси является единственно возможным средством передвижения для людей с ограниченными возможностями. Маневренность, комфорт, персонифицированные услуги легкового такси формируют устойчивый потребительский спрос на данный вид перевозок.
В настоящее время вклад отрасли в ВВП составляет порядка 0,7%. Динамика прямого вклада в ВВП имеет прирост на 14,2% в 2017 году по отношению к 2015 году. Среднегодовой темп роста отраслевой занятости опережает многие секторы традиционного малого бизнеса и в 2017 году по отношению к 2015 году составил 25%.
Вместе с тем, действующая модель государственного регулирования рынка легкового такси требует изменений, обусловленных рядом технологических и социальных аспектов. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации отмечен рост аварийности с участием автомобилей, работающих в режиме "такси". При этом процент ДТП с участием автомобилей, осуществляющих перевозку на основании официальных разрешений, сократился с 0,31% в 2015 году до 0,28% - в 2017-м. Высокий уровень аварийности наблюдается в теневом секторе таксомоторных перевозок, масштабное расширение которого произошло в период дерегулирования отрасли. Система государственного регулирования рынка легкового такси, установленная ранее Федеральным законом N 69-ФЗ, не в состоянии коренным образом повысить безопасность и качество перевозок по причине отставания нормативного регулирования от уровня развития отраслевых технологий и запросов общества.
На конец 2017 года в Российской Федерации было выдано 466 683 разрешений на деятельность такси. Лидерами по количеству выданных разрешений являются Москва и Санкт-Петербург - порядка 7 разрешений на 1 000 человек жителей (в число жителей не включены лица, приезжающие в мегаполисы и заинтересованных в услугах такси). Отмечаются существенные различия в границах региональных рынков такси мегаполисов: при наличии большой концентрации такси в центральных частях города и вблизи крупных транспортных узлов не в полном объеме удовлетворен потребительский спрос в услугах на окраинах. В субъектах Российской Федерации количество выданных разрешений колеблется от 1 до 3 на 1 000 человек жителей. Приведенные цифры подтверждают высокую долю теневого, аварийно опасного сектора.
По информации, полученной от субъектов Российской Федерации, действующее нормативное регулирования в сфере легкового такси не позволяет полноценно осуществлять региональный государственный контроль. Это приводит к появлению региональных законов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, установлению административных барьеров и вытеснению легального извоза в тень. Требуется приведение как федерального, так и регионального законодательства в соответствие с современными экономическими реалиями. Развитие цифровой экономики вызвало появление на рынке такси агрегаторов, осуществляющих коммуникацию фрахтовщиков и фрахтователей через IT-платформы. Агрегаторы изменили структуру услуг и способ выбора заказа такси. Деятельность агрегаторов оптимизировала процесс коммуникации фрахтователей и фрахтовщиков. Как следствие уменьшилось время ожидания автомобиля, услуги такси стали доступнее, снизилась тарифы для населения, появилась возможность выбора автомобиля и водителя по усмотрению пассажира. Одновременно внедрение новых технологий привело к снижению контроля за работой водителя, нарушению норм транспортного законодательства.
Деятельность агрегаторов, напрямую влияющая на формирование рынка такси, законодательно не урегулирована. Данные субъекты не учтены и не идентифицированы в процессе оказания транспортных услуг. Не установлены их права обязанности, не определена их ответственность перед пассажиром. Этим пробелом правового регулирования пользуются недобросовестные участники рынка.
Появление современных технологий обострило проблемы теневого сектора, сформировало новые схемы ухода от ответственности за вред, причиненный пассажиру. Ряд предприятий, позиционирующих себя, в качестве лизинговых компаний с функцией агрегатора, получают на своё имя разрешения на деятельность такси на принадлежащие им транспортные средства. Впоследствии автомобили вместе с разрешениями передаются в аренду физическим лицам, в том числе нелегальным мигрантам. Арендная плата списывается ежедневно с виртуального счета водителя. В случаях ДТП компании - собственники автомобилей, отказываются возмещать пассажиру причиненный вред, ссылаясь на передачу автомобиля во владение другому лицу. Водитель-мигрант, уклоняясь от ответственности, выезжает за пределы Российской Федерации.
Летом 2016 года полицией г. Москвы в ходе операции "Такси" были выявлены водители, осуществляющие перевозку в режиме "такси", ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за убийство, изнасилование, захват заложников, находящиеся в розыске за террористическую деятельность. Наибольшее количество нарушений отмечалось именно среди водителей-мигрантов, управляющих автомобилем без официального разрешения на деятельность такси.
Недобросовестные агрегаторы, передавая заказы лицам, не имеющим разрешения, способствуют формированию теневого сектора и не несут ответственности за организацию услуг ненадлежащего качества и наступление общественно опасных последствий.
Иностранные агрегаторы получают информацию о персональных данных и передвижения граждан РФ, которую хранят и обрабатывают за пределами России. Это противоречит интересам потребителей, расценивающих безопасность персональных данных как гарантию конституционных прав неприкосновенности частной жизни.
Настоящий законопроект устраняет проблемные вопросы, возникшие в правоприменительной практике. Вводятся требования к агрегаторам, устанавливаются особенности осуществления их деятельности, в том числе запрет передачи заявок лицам, не имеющим разрешения на деятельность такси. Закрепляется порядок и основания ответственности агрегаторов и перевозчиков за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Устанавливается запрет передачи разрешений на деятельности такси третьим лицам с целью осуществления ими деятельности легкового такси.
Законопроект определяет компетенцию органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержит общие положения, касающиеся организации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, их прав и обязанностей, порядка предоставления государственных услуг по выдаче разрешений и порядка осуществления государственного контроля. Вводимые положения обеспечат создание прозрачной системы организации транспортного обслуживания населения легковым такси и государственного контроля (надзора) в этой сфере деятельности.
Высокоаварийный теневой сектор легкового такси, составляющий 0,09% ВВП, в настоящее время фактически выведен из-под регулирующего воздействия действующего законодательства и получает необоснованное экономическое преимущество. Профессиональное сообщество отмечает отсутствие адекватного административного воздействия на теневой сектор при одновременной низкой правовой защищенности легального бизнеса. Финансовая ответственность нелегального бизнеса ничтожна по сравнению с получаемой выгодой, а затраты на осуществления государственной надзорной деятельности значительно превышают поступления в бюджет от денежных взысканий (штрафов), наложенных на нелегальных перевозчиков.
Настоящий законопроект предусматривает дифференцированный подход, обеспечение индивидуализации наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, учитывая причинение вреда публичным интересам. Ответственность легальных перевозчиков снижается, нелегальных - значительно ужесточается.
С принятием законопроекта в Российской Федерации будут заложены современные основы для развития цивилизованного рынка таксомоторных услуг.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, кроме тех, в которые предполагается внести изменения данным проектом федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.