Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481642-7 "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - проект закона) разработан в целях повышения эффективности трудоустройства отдельных категорий незанятых граждан Российской Федерации в организациях, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также содействия дальнейшему сокращению безработицы среди жителей вышеуказанных территорий, поддержки лиц с пониженной конкурентоспособностью, снижения социальной напряженности на рынке труда.
По информации Росстата (на конец марта 2018 г.), касающейся Дальневосточного федерального округа, численность незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения, составила 55,5 тыс. чел., к марту 2017 г. - 81,6%, к итогу - 6%, из них зарегистрированные безработные - 47,1%, в % к итогу - 6,0%.
По данным выборочного обследования рабочей силы, численность безработных в возрасте 15 лет и старше - в первом квартале 2018 г. в среднем за квартал составила 186,5 тыс. чел., в % к первому кварталу 2017 г. - 90%, к итогу - 4,9%. Среднее время поиска работы безработными - 7,8 месяцев, удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в общей численности безработных - 31,2% (Дальневосточный федеральный округ).
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения (на конец марта 2018 г.), по Дальневосточному федеральному округу, 154204 тыс. чел., это 128% к марту 2017 г.
Нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в органах службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий на конец марта 2018 г., - 36 чел., это 63,8% к марту 2017 г.
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s/publications/catalog/docl 140086420641)
В соответствии со статьей 7.1-1 Федерального закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" организация трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Гарантия в виде квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, установит приоритет приема на работу жителей, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и будет способствовать сокращению количества безработных граждан, а также смягчит социальную напряжённость на рынке труда.
В представленном проекте закона предлагается охватить в рамках одного закона 9 категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, и установить общие правила для субъектов соответствующих правоотношений. К категориям граждан, для которых устанавливается квотирование рабочих мест, относятся: многодетные родители; одинокие родители; родители, воспитывающие ребенка-инвалида, дети-сироты и иные категории граждан из числа постоянно проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Также квотирование рабочих мест предусмотрено для нетрудоустроенных граждан, постоянно проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10 лет. В связи с этим проект закона направлен на организацию содействия в их трудоустройстве.
По проекту закона под работодателем понимается организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие деятельность на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районе Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в том числе представительства и филиалы обособленных подразделений юридического лица.
В большинстве субъектов Российской Федерации к настоящему времени приняты законы о квотировании рабочих мест для жителей, испытывающих трудности в поиске работы, и реализуются соответствующие практические меры.
Принятие законопроекта не повлечет расходов за счет средств государственного бюджета Российской Федерации.
На основании изложенного, принятие настоящего проекта закона позволит решить одну из острейших проблем в Российской Федерации, а именно - проблему трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, находящихся в социально опасном положении. В свою очередь, это значительно снизит социальную напряженность в российском обществе и в значительной степени будет способствовать оздоровлению ситуации на рынке труда, снижению безработицы, профилактике преступности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"
Принятие Федерального закона "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"
В случае принятия Федерального закона "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.