Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 485101-7 "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 8 декабря 2016 г. Пр-16 и направлен на повышение эффективности системы мер социальной адаптации осужденных.
В этих целях законопроектом предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы иными более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения.
Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены спецификой наказания в виде принудительных работ, которые являются наиболее тяжким наказанием из всех наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В то же время учитывая, что условия отбывания данного вида наказания в исправительных центрах под надзором администрации существенно отличаются (в сторону смягчения) от условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать дальнейшей ресоциализации осужденных.
В связи с этим законопроектом предлагается механизм, в соответствии с которым у осужденного, в первую очередь, возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем - право на условно-досрочное освобождение.
В соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
Эффект от предлагаемой законопроектом новеллы будет заключаться в увеличении числа трудоустроенных осужденных, что в свою очередь позволит обеспечить реализацию требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части удержаний из заработной платы осужденных денежных средств на их содержание, а также будет удовлетворять требования взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, экономический эффект от предполагаемой законопроектом новеллы может выражаться в увеличении доходов федерального бюджета, полученных от перечисления в федеральный бюджет средств, удерживаемых из заработной платы осужденных в соответствии со статьей 60.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, и налогов на доходы физических лиц, а также страховых взносов в различные внебюджетные фонды (социального страхования, обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации).
Принимая во внимание, что одним из условий применения условно-досрочного освобождения является возмещение вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, предлагаемая законопроектом мера будет способствовать в том числе и более широкому применению условно-досрочного освобождения.
В настоящее время создано 8 исправительных центров и 15 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры. Планируется, что до 1 января 2019 г. будет функционировать 15 исправительных центров с общим лимитом наполнения 1799 мест и 49 участков, функционирующих как исправительные центры, с общим лимитом наполнения 3879 мест. В связи с этим предлагается предусмотреть, что законопроект вступает в силу с 1 января 2019 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" не окажет влияния на доходы и расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.