Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 486550-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за деяния, связанные с подделкой документов)
Досье на проект федерального закона
Проблема повышения эффективности противодействия подделке документов и использованию подложных документов является актуальной, поскольку названная противоправная деятельность не только посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, но и способствует совершению наиболее тяжких преступлений против личности и общественной безопасности.
Количество преступлений, связанных с подделкой документов, остается стабильно высоким и составляет более трети от числа всех преступлений против порядка управления.
Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2014 году зарегистрировано 39 759 преступлений, предусмотренных статьей 327 УК, в 2015 году - 38 867, в 2016 году - 33 749, в 2017 году - 36 187, а за период январь - апрель 2018 года-215.
По сведениям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2014 году по статье 327 УК осуждено 16 095 лиц (по части первой - 1 043, по части второй - 36, по части третьей - 15 016), в 2015 году - 10 456 лиц (по части первой - 813, по части второй - 33, по части третьей - 9 610), в 2016 году - 10 948 лиц (по части первой - 751, по части второй - 25, по части третьей - 10 172), в 2017 году - 11 308 лиц (по части первой - 729, по части второй - 16, по части третьей - 10 563).
Научно-технический прогресс, всеобщая доступность средств множительно-копировальной техники и интернет-технологий приводят как к облегчению механизма подделки документов (практически каждый без какой-либо специальной подготовки в домашних условиях может осуществить действия по подделке), так и к одновременному совершенствованию способов изготовления, существенно повышающих качество поддельных документов.
Дополнительным обстоятельством, осложняющим выявление и пресечение подделки документов, является то, что зачастую такие деяния совершаются иностранными гражданами и лицами без гражданства. В частности, в 2016 году из 33 749 таких криминальных посягательств только 38,2% (12 916) совершены гражданами России (аналогичные статистические показатели за 2017 год отсутствуют).
Данные обстоятельства диктуют необходимость обеспечения надлежащего уровня противодействия таким противоправным деяниям, поскольку зачастую подделка документов является подготовительным этапом к совершению более тяжких преступлений, в том числе террористической и экстремистской направленности.
В настоящее время уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков предусмотрена статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
В зависимости от содержания уголовно наказуемых деяний меры ответственности в статье 327 УК дифференцированы.
Так, преступные деяния, предусмотренные частью первой статьи 327 УК, образуют подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
В соответствии с частью третьей статьи 327 УК уголовно наказуемым является использование заведомо подложного документа (в том числе и не обладающего признаками официального документа).
Приведенные положения уголовного закона свидетельствуют о том, что в настоящее время вне поля правового регулирования остаются вопросы ответственности за такие сопутствующие использованию подложных официальных документов деяния, как приобретение, хранение, перевозка их в целях использования или сбыта.
Данные деяния по сути являются подготовительными к использованию подложного документа, которое согласно части третьей статьи 327 УК является преступлением небольшой тяжести. Однако в силу части второй статьи 30 УК ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
Учитывая достаточную для криминализации степень общественной опасности рассматриваемых деяний, законопроектом предлагается дополнить статью 327 УК частью первой.2, устанавливающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков.
Также в указанной проектной норме предусматривается установление ответственности за использование указанных документов, штампов, печатей, бланков, что позволит дифференцировать меры ответственности за использование официальных и иных документов.
Одновременно с данными дополнениями статьи 327 УК предлагается установить повышенную по сравнению с уже предусмотренной в части первой этой статьи ответственность за подделку паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт таких документов (проектная часть первая.1 статьи 327 УК).
Усиление ответственности в данном случае мотивировано значимостью указанных документов для гражданина, степенью негативного влияния их подделки на нормальную деятельность органов государственной власти и превенцией совершения более тяжких преступлений.
В частности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт - основной документ, удостоверяющий личность. При этом паспорт является одновременно и наиболее используемым в повседневной жизни официальным документом.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации граждане приобретают права и исполняют обязанности под своим именем, фамилией и отчеством. Отсутствие паспорта у гражданина резко сокращает возможность реализации этих прав, поскольку ни один документ не позволит однозначно его идентифицировать.
Выделение удостоверения из совокупности официальных документов продиктовано его основной функцией - удостоверение юридического факта, которым, в частности, может быть и статус личности, и наличие прав или освобождение от обязанностей.
Например, при предъявлении заведомо поддельного служебного удостоверения сотрудника спецслужб, в котором имеется отметка о праве его владельца на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств, преступник способен проникнуть на тот или иной охраняемый объект, в том числе с оружием для совершения более тяжкого преступления.
Таким образом, положения законопроекта направлены на повышение эффективности противодействия подделке документов и их использованию посредством совершенствования уже существующих норм об уголовной ответственности за рассматриваемые деяния.
В связи с внесением изменений в статью 327 УК законопроектом предусматриваются дополнения статей 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части определения подсудности и формы предварительного расследования по проектируемым деяниям.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за деяния, связанные с подделкой документов)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за деяния, связанные с подделкой документов)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за деяния, связанные с подделкой документов)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.