Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 489175-7 "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)"
Досье на проект федерального закона
Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 28 июня 1952 г. (далее - Конвенция) и вступила в силу 27 апреля 1955 г. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 55 государств, включая большинство развитых стран Европы, Израиль, Японию, Мексику, Бразилию, Сенегал.
Конвенция является основополагающим документом международного права в сфере социального обеспечения, определяющим содержание Европейского и Ибероамериканского кодексов социального обеспечения, а также соответствующих статей Европейской социальной хартии и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участницей которых является Российская Федерация. Конвенция зафиксировала главные принципы организации и управления социальным обеспечением в условиях рыночной экономики: гарантированность пенсий и пособий; размер выплат, предотвращающий бедность; социальная солидарность и коллективное финансирование; финансовая устойчивость системы на основе актуарных расчетов; демократическое управление с участием социальных партнеров; право обжалования решений администрации; общая ответственность государства за функционирование системы. Ратификация Конвенции позволит закрепить эти принципы в правовой базе социального обеспечения России и содействовать его развитию по пути наиболее эффективного сочетания социальных и рыночных механизмов, выработанного международным опытом.
Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и исходя из положений статьи 79 Конвенции.
Конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание - (раздел II), обеспечение по болезни - (раздел III), обеспечение по безработице - (раздел IV), обеспечение по старости - (раздел V), обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием - (раздел VI), семейное обеспечение - (раздел VII), обеспечение по материнству - (раздел VIII), обеспечение по инвалидности - (раздел IX), обеспечение по случаю потери кормильца - (раздел X).
По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения. Достижение этих параметров предполагается главным образом на основе развития всеохватывающей системы обязательного социального страхования наемных работников, как это происходит в России. Гибкость Конвенции заключается в том, что для каждого из покрываемых рисков она позволяет использовать свое сочетание методов и схем социального обеспечения, включая обязательное и добровольное страхование, государственное обеспечение и социальную помощь малоимущим, профессиональные и корпоративные программы, государственные и негосударственные фонды, обеспечение в денежной и натуральной формах. Каждое государство-член имеет возможность определить те категории среди работающих по найму, экономически активного населения или всех жителей, которые подлежат защите по той или иной схеме социального обеспечения, и выбрать из значительного набора опций соответствующий метод расчета минимального уровня предоставляемого обеспечения.
В соответствии с требованиями Конвенции для национальных систем обязательного пенсионного страхования наемных работников Минтрудом России разработана Методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца (далее - Методика).
Методика соответствует юридическим обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции, и применяется с целью оценки уровня социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца в сравнении с минимальными нормами Международной организации труда (далее - МОТ) и подготовки правительственных отчетов о выполнении ратифицированных конвенций в области социального обеспечения.
Согласно указанной Методике размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, и расчет размера пенсии указанного работника, используемый в формуле расчета коэффициента замещения, определяется на основании обследования Росстата.
Состав выплат для типового получателя в Методике определен с учетом позиции МОТ по этому вопросу, а также дополнительные расчеты коэффициента замещения при условии исключения из предусмотренного Методикой состава социального обеспечения типового получателя пенсии по старости социальной пенсии жены, пенсии по инвалидности компенсационной выплаты на уход за инвалидом первой группы.
При этом отмечается, что положения Конвенции и практика ее реализации показывают, что в расчет выплат, замещающих заработок, включаются все доходы типового получателя и его иждивенцев, а не только его страховая пенсия.
В отношении пенсии по старости необходимо дополнительно учитывать, что типовым бенефициарием определен мужчина с женой пенсионного возраста, находящейся на его иждивении, что предполагает исчисление коэффициента замещения с учетом социальной пенсии жены.
С учетом существующих различий в уровне социального и экономического развития государств Конвенция устанавливает гибкую систему, позволяющую государству производить отбор разделов, которые оно обязано соблюдать. При этом таких разделов должно быть не менее трех из разделов II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX и X, включая как минимум один из разделов IV, V, VI, IX, X. Государство может в дальнейшем расширять круг своих обязательств. Остальные разделы Конвенции (I, XI, XII, XIII и XIV) содержат общие положения, относящиеся ко всем отраслям социального обеспечения, и обязательны в любом случае.
Предлагается принять обязательства от имени Российской Федерации в отношении разделов II, III, V, VI и VIII - X Конвенции.
Разделы Конвенции, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и их реализация не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Контроль за соблюдением Конвенции осуществляется контрольным механизмом МОТ, который предполагает регулярное (один раз в пять лет) предоставление всеми государствами-членами Конвенции докладов о ходе выполнения обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. Национальные доклады о выполнении положений Конвенции оцениваются Комитетом экспертов по применению конвенций и рекомендаций, секретариатом которого является Департамент международных трудовых норм Международного бюро труда.
Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения. Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку.
Проекты федерального закона о ратификации Конвенции и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)" соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" в части модернизации перечня лекарственных препаратов для социального налогового вычета с учетом современной номенклатуры жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Ответственным исполнителем по данному вопросу определить Минздрав России, соисполнителем - Минфин России. Срок внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации - второе полугодие 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.