Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 487934-7 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Социальное обслуживание граждан на территории Российской Федерации с 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
До вступления в силу указанного Федерального закона размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не мог превышать 75 процентов установленной пенсии.
С 1 января 2015 года согласно статье 32 Федерального закона социальные услуги в стационарной форме предоставляются за плату или частичную плату в соответствии с договором. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов и не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, доплаты к пенсии, ежемесячные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера и иные социальные выплаты, получаемые гражданами в денежной форме в связи с наличием у них определенного социального статуса.
При этом согласно статье 35 Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение услуг возникло до 1 января 2015 года, размер платы и условия не могут быть ухудшены, то есть размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальной услуги.
Ситуация, когда размер платы за предоставление социальных слуг в стационарной форме для одних пенсионеров не превышает 75 процентов установленной им пенсии, а для других - 75 процентов их среднедушевого дохода, включающего, в том числе ежемесячную денежную выплату, выплаты компенсационного характера, пособия, вызывает серьезную социальную напряженность среди получателей социальных услуг.
Как свидетельствуют поступающие в Государственную Думу обращения, социальную напряженность среди получателей социальных услуг в стационарной форме также вызывает несправедливость, которая, по их мнению, заключается в том, что за предоставление социальных услуг одни пенсионеры платят 75 процентов своего среднедушевого дохода, включающего высокую пенсию, заработанную за долгую и эффективную работу, ежемесячную денежную выплату, иные социальные пособия, а другие - 75 процентов среднедушевого дохода, включающего только их небольшую пенсию и доплату к пенсии, устанавливаемую для доведения размера пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается внести изменение в статью 32 Федерального закона, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме не может превышать 75 процентов величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в котором проживает получатель социальных услуг.
В случае принятия указанного законопроекта будет обеспечен единообразный подход при исчислении размера платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Согласно части второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В то же время принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" может потребовать с 2019 года дополнительные средства, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в целях сохранения объема и качества социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания для их получателей.
Указанные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.