Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 490229-7 "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года"
При формировании национального законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств в целях сохранения уровня социальной поддержки ветеранов, имевшегося в СССР, подготовлено Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих (далее - Соглашение).
Соглашением определен перечень натуральных льгот и гарантий, которые подписавшие его государства - участники Соглашения должны предоставлять постоянно проживающим на их территории ветеранам (приложение 2 к Соглашению), а также перечень натуральных льгот и гарантий, которые должны предоставляться при временном пребывании на их территории ветеранам других государств - участников Соглашения (статья 3 Соглашения).
Соглашение распространяется на инвалидов и участников гражданской и Великой Отечественной войн, участников боевых действий на территории других государств, семьи погибших военнослужащих и на иные категории лиц, которым предоставлены льготы законодательством бывшего СССР (приложение 1 к Соглашению).
Основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего СССР или Сторонами по формам, действовавшим на 1 января 1992 г., по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.
Соглашением предусмотрено, что финансирование затрат, связанных с предоставлением льгот и гарантий, осуществляется Сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Соглашение подписано Российской Федерацией 15 апреля 1994 г. в г. Москве, но не ратифицировано в связи с противоречием отдельных положений Соглашения нормам Федерального закона "О ветеранах" и заменой в Российской Федерации ряда натуральных льгот на денежные выплаты.
Протоколом о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол), подписанным Российской Федерацией на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 30 октября 2015 г. в г. Душанбе, в Соглашении устранены противоречия нормам Федерального закона "О ветеранах". Соглашение актуализировано с учетом замены в ряде государств натуральных льгот на денежные выплаты, а также расширена категория лиц, на которых распространяется действие Соглашения.
Протоколом предусмотрено внесение в Соглашение изменений в части возможности государств - участников Соглашения предоставлять постоянно проживающим на их территории ветеранам льготы и гарантии в натуральном виде исходя из перечня льгот и гарантий, предусмотренных в приложении 2 к Соглашению, или в виде денежных выплат в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения (пункт 1 статьи 1 Протокола).
Для ветеранов, временно пребывающих в других государствах, Протоколом сохранены те меры социальной поддержки, которые вытекают из общепринятой международно-правовой практики: бесплатное оказание скорой медицинской помощи, льготное бытовое и культурное обслуживание (пункт 2 статьи 1 Протокола).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
Конституцией Российской Федерации к правам и свободам человека и гражданина отнесено в том числе и право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
Соглашение и Протокол подлежат ратификации, поскольку нормами статьи 3 Соглашения предусмотрено бесплатное получение скорой и неотложной медицинской помощи.
При этом ратификация Российской Федерацией Соглашения и Протокола до момента вступления последнего в силу представлялась нецелесообразной, так как Соглашение продолжало бы действовать в прежней, неприемлемой для Российской Федерации редакции. 30 марта 2017 г. Протокол вступил в силу.
В соответствии с международным правом государство, которое стало участником договора после вступления в силу соглашения о внесении поправок, если только оно не заявляет об ином намерении, считается участником договора, в который были внесены поправки, и считается участником договора, в который не были внесены поправки, в отношении любого участника договора, не связанного соглашением о внесении поправок. Таким образом, в отсутствие заявления об ином намерении после ратификации Соглашения и Протокола и вступления их в силу для Российской Федерации Соглашение действовало бы для нас в первоначальной редакции в отношениях с государствами, которые не стали участниками Протокола.
С учетом того, что применение Соглашения, не измененного Протоколом, не отвечает интересам Российской Федерации, при ратификации Соглашения и Протокола предлагается сделать заявление в соответствии с пунктом 5 статьи 40 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года о намерении Российской Федерации не применять Соглашение в первоначальной редакции в отношениях с государствами, не являющимися участниками Протокола, а также при толковании и применении Соглашения, измененного Протоколом, руководствоваться тем, что его положения не отменяют действия норм российского законодательства.
Законодательством Российской Федерации предусматривается более широкий круг лиц, пользующихся льготами и гарантиями, и больший, с учетом замены натуральных льгот на денежные выплаты, объем льгот и гарантий ветеранам, чем это предусмотрено положениями Соглашения, измененного Протоколом.
При этом Соглашение, измененное Протоколом, не исключает возможности установления национальным законодательством льгот и гарантий более широкому кругу лиц и в большем объеме, чем это предусмотрено Соглашением.
С учетом изложенного проект федерального закона о ратификации Соглашения и Протокола дополнен заявлением о том, что Российская Федерация при толковании и применении Соглашения, измененного Протоколом, руководствуется тем, что положения Соглашения, измененного Протоколом, не затрагивают положения законодательства Российской Федерации, определяющие в том числе круг лиц, пользующихся соответствующими гарантиями и льготами, в случае, если такие положения устанавливают режим более благоприятный, чем тот, который предусмотрен Соглашением, измененным Протоколом.
Ратификация Соглашения и Протокола позволит обеспечить социальную защиту инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих - граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения и Протокола и проект постановления Правительства Российской Федерации о их одобрении и внесении указанного проекта федерального закона на ратификацию не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Выполнение правил, предусмотренных Соглашением и Протоколом, не требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов.
Реализация Соглашения и Протокола не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года"
Реализация Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 г., подписанного 30 октября 2015 г. в г. Душанбе, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств от 15 апреля 1994 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.