Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 493870-7 "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает дополнение в подпункт 2 пункта 8 статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, направленное на совершенствование правового регулирования в сфере уплаты налогов предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения (далее - ПСН).
Статьей 346.43 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями применяется ПСН.
Подпунктом 21 пункта 2 указанной статьи установлен вид предпринимательской деятельности "прочие услуги производственного характера", который содержит более 20 подвидов.
Согласно пункту 7 статьи 346.43 НК РФ законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода как ко всему виду предпринимательской деятельности, предусмотренному подпунктом 21 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, так и по каждому подвиду предпринимательской деятельности, указанному в данном подпункте.
Согласно НК РФ субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ, в отношении которых применяется ПСН, и размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода исходя из конкретного кода вида деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) и конкретного кода услуг, относящихся к бытовым услугам, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
До 1 января 2017 года виды предпринимательской деятельности, относящиеся к бытовым услугам, для применения патентной системы налогообложения дифференцировались согласно ОКВЭД или Общероссийскому классификатору услуг населению (далее - ОКУН).
С 1 января 2017 года введен в действие новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2).
Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД2 и ОКПД, относящихся к бытовым услугам, определены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р.
В соответствии с ОКУН был установлен такой вид предпринимательской деятельности, как "строительство жилья и других построек", который включал в себя порядка 25 подвидов деятельности, сопутствующих строительству. В отношении данного вида деятельности устанавливался один размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, и предпринимателем приобретался один патент.
Согласно ОКВЭД2 с 1 января 2017 года вид предпринимательской деятельности "Строительство жилых и нежилых зданий" существует обособленно. Каждому из сопутствующих строительству видов деятельности присвоен отдельный код вида экономической деятельности.
Налоговый кодекс обязывает устанавливать для каждого вида деятельности размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Это приводит к необходимости оформлять предпринимателю несколько патентов, чтобы осуществлять работы в прежнем объеме. Данное обстоятельство ухудшает положение налогоплательщика и может способствовать снижению поступлений от применения ПСН.
Для субъектов бизнеса ПСН является сравнительно новым режимом налогообложения из ныне существующих. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов по Российской Федерации с 2014 по 2016 годы увеличились с 3,4 млрд. рублей до 7,5 млрд. рублей. За 1 полугодие 2017 года поступления от применения ПСН составили 4,9 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше аналогичного периода 2016 года.
В целях развития ПСН и улучшения положения налогоплательщиков законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении групп (подгрупп) и (или) отдельных видов экономической деятельности, являющихся бытовыми услугами, установленных дополнительным перечнем.
Например, законом субъекта Российской Федерации станет возможным установить вид предпринимательской деятельности "Строительство зданий под ключ", который объединит виды экономической деятельности, являющиеся бытовыми услугами, относящиеся к строительству: 1) строительство жилых и нежилых зданий; 2) строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; 3) производство электромонтажных работ; 4) производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; 5) производство штукатурных работ; 6) работы столярные и плотничные; 7) работы по устройству покрытий полов и облицовке стен; 8) производство малярных и стекольных работ; 9) производство прочих отделочных и завершающих работ; 10) производство кровельных работ; 11) работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки.
Следовательно, в отношении указанного вида предпринимательской деятельности станет возможным установить один размер потенциального годового дохода, предполагаемого к получению индивидуальным предпринимателем.
Принимаемая мера позволит улучшить налоговый климат для субъектов бизнеса, создаст дополнительный стимул для молодых предпринимателей открыть свое дело. В свою очередь, это даст новый импульс для социально-экономического развития субъектов и наращивания налогового потенциала на местном уровне.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, а также не приведет к выпадающим доходам бюджетов всех уровней.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.