Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - законопроект) подготовлен на основе анализа и обобщения практики реализации требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Основными целями законопроекта являются упрощение порядка представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации экономические субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет, представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в различные государственные органы.
Так, согласно статье 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязательные экземпляры годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляются в органы государственной статистики для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность представления налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы. Иными законодательными актами предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие государственные органы, органы надзора (в частности, федеральными законами "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "О кредитной кооперации", Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, дублированию функций государственных органов по получению и обработке годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней должны представляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивать доступ к указанному информационному ресурсу для иных государственных органов и заинтересованных лиц.
Законопроект также предусматривает, что представление экономическим субъектом обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в виде электронного документа.
Большая часть экономических субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства, уже сейчас представляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики, в налоговые органы в электронной форме. Так, по информации Росстата, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год в органы государственной статистики в электронной форме представили 79% малых предприятий. Для остальных экономических субъектов переход на представление отчетности в электронной форме не потребует значительных затрат. По экспертной оценке, такие затраты могут составить около 850 руб. ежегодно в случае представления отчетности через уполномоченного представителя (включая ввод данных с бумажного носителя в электронную форму и направление в налоговый орган по установленному формату). Эти затраты в полной мере будут компенсироваться исключением административной нагрузки на экономические субъекты и их затрат, связанных с представлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики. Кроме того, такой способ представления бухгалтерской (финансовой) отчетности имеет ряд существенных преимуществ для экономических субъектов, в том числе снижение затрат времени на подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, сокращение количества технических ошибок, подтверждение доставки отчетности. При этом для субъектов малого предпринимательства в отношении представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа законопроектом предусматривается переходный период: для них такое требование планируется ввести в действие начиная с годовой отчетности за 2020 год.
Принятие законопроекта будет содействовать снижению административной нагрузки на экономические субъекты при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, совершенствованию порядка формирования и администрирования общедоступного государственного информационного ресурса такой отчетности, повышению деловой культуры и дисциплины представления отчетности экономических субъектов и, в целом, - формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности и улучшению делового климата.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета на формирование и ведение государственного и информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности на базе ФНС России, в том числе на 2018 год в объеме 973,4 млн. рублей, на 2019 год - 195,6 млн. рублей, на 2020 год - 652,0 млн. рублей.
Выделение указанных средств предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусматривающее внесение изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и в Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 и от 2 июня 2008 N 420 соответственно.
Цель постановления - уточнение полномочий ФНС России и Росстата.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнители Минэкономразвития России, ФНС России, Росстат;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, предусмотренном частью 3 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Цель постановления - установление размера и порядка взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнитель - ФНС России;
3) приказ ФНС России "Об утверждении порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней и форматов их представления в виде электронных документов".
Цель приказа - установление порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней и форматов их представления в виде электронных документов.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - ФНС России;
4) приказ ФНС России "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги "Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, предусмотренном частью 3 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Цель приказа - установление правил предоставления информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, предусмотренном частью 3 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете", порядка оказания государственной услуги по предоставлению информации из указанного информационного ресурса.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - ФНС России;
5) приказ ФНС России "О внесении изменений в приказ ФНС России от 4 марта 2014 г. N ММВ-7-6/76@ "Об утверждении Требований к оператору электронного документооборота".
Цель приказа - обеспечение представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа с учетом требований к оператору электронного документооборота, утвержденных приказом ФНС России от 4 марта 2014 г. N ММВ-7-6/76@.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - ФНС России;
6) приказ Росстата "О признании утратившими силу некоторых приказов Росстата".
Цель приказа - приведение нормативных правовых актов Росстата в соответствие с его полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Росстат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.