Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 499538-7 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект, проект) нацелен на закрепление в законодательстве возможности создания новых видов такой организационно-правовой формы юридических лиц, как фонд.
Вслед за Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", который ввел в отечественный правопорядок понятие наследственного фонда, создаваемого после смерти его учредителя для целей принятия наследства и управления унаследованным имуществом в соответствии с волей учредителя фонда, данный законопроект дополнительно предусматривает право граждан создавать фонды для целей управления своим имуществом еще при своей жизни ("прижизненный" фонд). Законопроект разработан с учетом сложившегося в континентальных правопорядках опыта регулирования организационных форм, охватываемых общим термином "Stiftung".
В соответствии с законопроектом личным фондом будет признаваться учрежденная гражданином или после его смерти нотариусом и преследующая цели управления имуществом фонда при жизни такого гражданина и (или) после его смерти унитарная некоммерческая организация. При этом фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получают наименование "общественно полезные фонды" и будут противопоставлены личным фондам.
Разновидность личного фонда - наследственный (или "посмертный") фонд.
Фигура учредителя личного фонда является центральной в системе правоотношений по поводу создания и деятельности данного вида юридического лица. Ввиду того, что целью деятельности фонда является управление имуществом фонда, изначально формируемым путем передачи личному фонду его учредителем своего имущества, все решения, связанные с управлением фондом, принимает учредитель, утверждающий и при необходимости изменяющий устав фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы данного юридического лица. Учредитель личного фонда может также по своему усмотрению определять структуру и персональный состав органов фонда, а также может выступать в качестве единоличного исполнительного органа фонда. Решение о ликвидации личного фонда также принимает его учредитель, определяющий и правила распределения оставшегося после ликвидации имущества личного фонда.
Законопроект запрещает "соучредительство" и замену учредителя личного фонда, что исключает возможность использования предлагаемой конструкции вместо организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц.
Поскольку физическое лицо, учреждающее личный фонд, передаст этому фонду часть своего имущества, постольку интересам кредиторов данного лица отвечала бы система мер, предупреждающих недобросовестное со стороны их должника выведение активов из-под возможного обращения взыскания. Во-первых, такие меры могут быть применены на основе действующих положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), ведь решение физического лица об учреждении личного фонда отвечает всем признакам гражданско-правовой сделки (статья 153 Гражданского кодекса РФ), а значит, может быть оспорено кредиторами по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Во-вторых, законопроект предусматривает субсидиарную ответственность личного фонда по обязательствам своего учредителя в течение трех лет со дня создания фонда. С учетом открытости данных единого государственного реестра юридических лиц, в котором в любой момент можно увидеть сведения о государственной регистрации личного фонда, кредиторы гражданина-учредителя будут иметь достаточно инструментов для защиты своих интересов.
Несколько выделяется на этом фоне правовое положение такого личного фонда, который создается после смерти учредителя на основании его завещания нотариусом. Такой фонд является наследником (наследственный фонд), а потому не может нести субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя. В силу статьи 1175 Гражданского кодекса РФ такой фонд наряду с иными наследниками участвует в универсальном правопреемстве и отвечает по обязательствам умершего гражданина как его наследник. Правила создания таких наследственных фондов и управления ими, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации", в данном законопроекте предлагается в целом сохранить.
В то же время законопроект не исключает, что личный фонд, созданный при жизни его учредителя, будет продолжать свою деятельность после смерти учредителя. Предлагается именовать такой фонд также наследственным, для этого проект предусматривает обязанность лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа личного фонда, направить в течение трех рабочих дней со дня смерти учредителя личного фонда в уполномоченный государственный орган уведомление об изменении наименования личного фонда путем замены слов "личный фонд" словами "наследственный фонд".
Важно уточнить, что после смерти учредителя личного фонда утвержденные учредителем при его жизни устав личного фонда, условия управления фондом и иные внутренние документы личного фонда не могут быть изменены. Из этого правила предложено одно исключение - такие документы можно будет изменить на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление таким фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать.
Личные фонды, в том числе те, которые были созданы при жизни учредителя и продолжили свою деятельность после его смерти, могут осуществлять управление своим имуществом как с передачей дохода или иного имущества выгодоприобретателям, так и без таковой передачи (в целях сохранения имущества и увеличения либо сохранения его стоимости). Однако наследственный фонд, создаваемый после смерти учредителя, может управлять имуществом только для передачи выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда.
В силу положений проекта права гражданина-выгодоприобретателя личного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если условиями управления личным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании.
После смерти гражданина-выгодоприобретателя или ликвидации выгодоприобретателя - юридического лица, а также в случае заявленного наследственному фонду, созданному после смерти его учредителя, в нотариальной форме отказа выгодоприобретателя от права на получение имущества новые выгодоприобретатели личного фонда определяются в соответствии с условиями управления личным фондом, в частности, они могут быть определены путем подназначения.
Законопроект обеспечивает известную прозрачность гражданско-правовых и налоговых отношений с участием личных фондов, поскольку такая модель управления имуществом, принадлежавшим физическому лицу, сопровождается, как отмечалось выше, государственной регистрацией юридического лица в едином государственном реестре, переходом права собственности на имущество от гражданина-учредителя к созданному юридическому лицу и распространением на созданное лицо правил о налогообложении и отчетности. В случае использования такой модели для репатриации активов российских граждан в российскую юрисдикцию будут иметь место очевидные положительные последствия для фискальной системы. В отличие от ряда существующих в англо-американских правопорядках моделей управления имуществом личный фонд "виден" кредиторам учредителя и органам государственной власти, при этом последним также известны имена выгодоприобретателей личного фонда и совершенные в их пользу выплаты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" внесения изменений в акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.