Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 503213-7 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" разработан в целях недопущения ситуаций и устранению правовых пробелов, способствующих нарушению прав туристов, усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации".
С прошлого года 20 туроператоров написали заявления о выходе из "Турпомощи" - "Пегас Туристик МСК", "Пегас Уфа", "Пегас Казань", "Пегас СПб", "Пегас Самара", "ПЕГАС", "Люкс Тур", "РТ Волга", "ТО Корал Тревел Центр", "Оператор выходных туров САНМАР", "Русский экспресс. Север-Запад", "Русский экспресс", "Натали Туре", "Пегас Екатеринбург", "Турмагазин", "Черное море", "Эксклюзив Трэвел", "Павиор", "Турмаркет", "Ясон Трэвел". Часть туристических компаний приостановили свою деятельность, в их числе такие туроператоры как "Матрешкин-тур", "Демлинк Трэвел", "Данаско", "Конкорд БизнесСервис", "Polar tour", "Радуга тур", DSBW - TOURS. В июне 2018 года только от деятельности "Polar tour" пострадали около 2 тыс. туристов. В начале июля туроператор "Натали - Туре" не смог выполнить обязательства перед туристами, в результате чего были нарушен права сотен клиентов.
Основные нарушения связанны с неоплатой туроператорами проживания в отелях. Например: по сведениям Ассоциации туроператоров России (ATOP) у клиентов туроператора "Натали Туре" в июне 2018 года наблюдались проблемы с заселением в гостиницы в Китайской Народной Республике и Турецкой Республике в связи с неоплатой данным туроператором проживания туристов в отелях. Ранее подобные случаи с данным туроператором наблюдались и в декабре 2017 года (по сведениям Российского Союза туриндустрии - в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Таиланд).
Действующее законодательство не предусматривает обязанности для туроператоров подтверждать исполнение обязанности по оплате гостиницы или иного средства размещения перед туристом. Если обязанность по выдача билета у туроператора имеется, то в ситуации, касающейся оплаты гостиницы, такой обязанности нет. Имеется формулировка, допускающая свободное толкование с указанием документа о бронировании и ваучере, по смыслу которой данные документы могут быть выданы туристу в том числе и непосредственно в гостинице. Стоит отметить, что наличие у клиента ваучера однозначно не свидетельствует об оплате туроператором услуг гостиницы и соответственно дает возможность гостинице не заселять туриста. Практика демонстрирует, что вместо того, что бы получать фондирование от кредитных организаций, туроператоры предпочитают безвозмездно пользоваться деньгами туристов, что в итоге повышает риски нарушения их прав . Таким образом, установление обязанности, предусматривающей выдачу туроператором (агентом) туристу подтверждение оплаты проживания и ответственности за нарушение этой обязанности, будет способствовать прекращению вышеуказанных порочных практик.
Обеспечение безопасности туристов является одним из стратегических направлений государственного регулирования туризма, которое к тому же в современных условиях жизнедеятельности общества приобретает все большую актуальность.
Данный законопроект будет способствовать предоставлению гражданам качественных и безопасных туристских услуг, что позволит избежать негативные последствия, а также минимизировать незапланированные финансовые риски со стороны туристов, направлен на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристского рынка, а также на усиление ответственности туроператоров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" не повлечет признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.