Проект федерального закона N 508673-7
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Статья 1
Статью 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 19, ст. 2291) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Создание государственных, муниципальных учреждений для осуществления деятельности в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, не допускается.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2007, N 49, ст. 6079; 2011, N 45, ст. 6321; 2012, N 50, ст. 6963; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 45, ст. 6147; 2015, N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6678; 2016, N 22, ст. 3097; 2017, N 31, ст. 4816) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, для осуществления деятельности в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, не допускается.";
2) статью 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не может осуществлять деятельность в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.";
3) пункт 4 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:
"необходимости осуществления деятельности в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 561; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; N 49, ст. 6913; 2015, N 1, ст. 38; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6723; 2016, N 18, ст. 2508; N 52, ст. 7507; 2017, N 31, ст. 4822, 4828) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 35 и 36 следующего содержания:
"35) публичное управление - процедура, применяемая в отношении теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или обособленных подразделений указанных организаций в целях обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования (в случае введения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации - в границах зоны чрезвычайной ситуации) при наличии основания и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
36) публичный управляющий - единая теплоснабжающая организация, назначенная арбитражным судом для осуществления публичного управления в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.";
2) часть 1 статьи 4 дополнить пунктом 15.4 следующего содержания:
"15.4) установление порядка представления теплоснабжающими организациями информации о фактических запасах топлива и их соответствии нормативам запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - нормативы запасов топлива), и осуществления мониторинга наличия фактических запасов топлива у теплоснабжающих организаций и их соответствия нормативам запасов топлива;";
3) часть 2 статьи 5 дополнить пунктами 7.5 - 7.7 следующего содержания:
"7.5) обращение в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления и назначении публичного управляющего теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией или обособленными подразделениями указанных организаций, а также с иском о расторжении договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов теплоснабжения и (или) концессионных соглашений, объектами которых являются находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты теплоснабжения, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
7.6) осуществление мониторинга наличия фактических запасов топлива у теплоснабжающих организаций и их соответствия нормативам запасов топлива;
7.7) рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления;";
4) статью 13 дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Обособленные подразделения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, осуществляющие теплоснабжение, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, обязаны иметь отдельный расчетный счет.";
5) в статье 20:
а) часть 5 дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:
"9) обеспечивать наличие нормативных запасов топлива (для теплоснабжающих организаций);
10) предоставлять должностным лицам территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации информацию о фактических запасах топлива и об их соответствии нормативам запасов топлива (для теплоснабжающих организаций).";
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Нарушение теплоснабжающей организацией нормативов запасов топлива, а также непредставление или представление недостоверной информации о фактических запасах топлива и об их соответствии нормативам запасов топлива влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).";
6) дополнить главой 62 следующего содержания:
"
Глава 6.2. Публичное управление теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций в целях предотвращения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций (за исключением теплоснабжающих организаций и их обособленных подразделений, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии)
Статья 28.6. Основания и порядок принятия решения о введении публичного управления и назначении публичного управляющего теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций
1. Координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемый и действующий в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - координационный орган), сообщает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о наличии основания для обращения указанного органа в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления и назначении публичного управляющего обособленным подразделением теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, осуществляющим теплоснабжение либо оказывающим услуги по передаче тепловой энергии, а в случае отсутствия такого обособленного подразделения - теплоснабжающей организацией либо теплосетевой организацией (далее - основание введения публичного управления), в течение 24 часов после возникновения соответствующего основания введения публичного управления.
2. Основанием для введения публичного управления является прекращение теплоснабжения или угроза неизбежного прекращения теплоснабжения, способные повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, вызванные противоправными действиями или бездействием теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации (либо их обособленными подразделениями) при исполнении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, при условии уклонения теплоснабжающей либо теплосетевой организации от устранения причин прекращения теплоснабжения или угрозы неизбежного прекращения теплоснабжения и (или) ликвидации последствий либо неспособности устранить такие причины и (или) ликвидировать последствия.
3. Одновременно с сообщением о наличии основания введения публичного управления, указанным в части 1 настоящей статьи, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) координационный орган направляет акт, содержащий вывод об осуществлении теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций действий, которые способствовали устранению или привели к устранению основания введения публичного управления, либо вывод о невыполнении теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, их обособленными подразделениями таких действий, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления. Указанный вывод подтверждается решением координационного органа, принимаемым большинством голосов от общего числа голосов всех членов координационного органа.
4. Подача заявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), указанного в части 1 настоящей статьи, и его рассмотрение арбитражным судом осуществляются в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. В срок, не превышающий 24 часов с момента получения сообщения координационного органа о наличии основания введения публичного управления и акта координационного органа, содержащего вывод об осуществлении теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций необходимых действий, которые способствовали бы устранению или привели бы к устранению основания введения публичного управления, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) назначает из числа лиц, указанных в части 1 статьи 28.7 настоящего Федерального закона, лицо, которое осуществляет управление теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций до вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего.
6. Лицо, назначенное для осуществления управления теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций в соответствии с частью 6 настоящей статьи, имеет права и несет обязанности, аналогичные правам и обязанностям публичного управляющего, указанным в статье 28.7 настоящего Федерального закона.
7. Обращение в арбитражный суд с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии сообщения координационного органа о наличии основания введения публичного управления и акта координационного органа, содержащего вывод об осуществлении теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, обособленными подразделениями указанных организаций необходимых действий, которые способствовали бы устранению или привели бы к устранению основания введения публичного управления, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления.
8. В случае, если для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, в отношении которых (либо обособленных подразделений которых) имеется основание введения публичного управления, введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", либо принята какая-либо из обеспечительных мер, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации или арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, отношения по управлению имуществом указанных организаций (их обособленных подразделений) в течение действия таких процедур (исполнения обеспечительных мер) регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" или соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 28.7. Публичный управляющий
1. Публичным управляющим назначается единая теплоснабжающая организация, в зоне деятельности которой вводится публичное управление.
При отсутствии такой единой теплоснабжающей организации или в случае введения в отношении такой единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 28.6 настоящего Федерального закона, публичного управления публичным управляющим назначается иная единая теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на территории муниципального образования, в границах которого вводится публичное управление в отношении теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, обособленных подразделений указанных организаций, а при отсутствии иной единой теплоснабжающей организации - единая теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность на территории муниципального образования, границы которого являются смежными с границами муниципального образования, в котором вводится публичное управление.
Единая теплоснабжающая организация обязана принять на себя функции публичного управляющего в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
2. С даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего:
прекращаются полномочия руководителя теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации в отношении организации либо соответствующего обособленного подразделения;
управление имуществом теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации (соответствующего обособленного подразделения) осуществляется публичным управляющим.
Лицо, являющееся руководителем теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, обязано в течение 3 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего обеспечить передачу публичному управляющему бухгалтерской и иной документации таких организаций, материальных и иных ценностей, необходимых для осуществления управления организацией (соответствующим обособленным подразделением).
3. В отношении теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или обособленных подразделений указанных организаций с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего (далее - управляемое обособленное подразделение (организация) публичный управляющий имеет право:
1) владеть и пользоваться имуществом управляемого обособленного подразделения (организации) в целях устранения основания введения публичного управления управляемым обособленным подразделением (организацией) в соответствии с планом публичного управления;
2) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах управляемого обособленного подразделения (организации), в целях устранения основания введения публичного управления, в том числе:
приобретать топливо, горюче-смазочные материалы, оборудование и иные вещества и материалы, необходимые для обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории соответствующего муниципального образования (в случае введения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации - в границах зоны чрезвычайной ситуации);
оплачивать расходы на текущий и (или) капитальный ремонт объектов теплоснабжения управляемого обособленного подразделения (организации).
4. Публичный управляющий обязан:
1) обеспечивать эксплуатацию объектов теплоснабжения управляемого обособленного подразделения (организации) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и планом публичного управления, а также реализовывать иные мероприятия, предусмотренные планом публичного управления;
2) разработать план публичного управления и представить его для утверждения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
3) вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
4) информировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о реализации мероприятий, предусмотренных планом публичного управления;
5) представить в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по его требованию отчет об итогах реализации плана публичного управления.
5. Действия публичного управляющего по осуществлению публичного управления вознаграждению не подлежат.
Статья 28.8. План публичного управления
1. Публичный управляющий не позднее чем через 2 календарных дня с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего обязан разработать план публичного управления и представить его для утверждения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
План публичного управления должен предусматривать меры по устранению основания введения публичного управления управляемым обособленным подразделением (организацией), условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы публичного управляющего.
2. План публичного управления должен:
1) предусматривать срок устранения основания введения публичного управления;
2) содержать мероприятия, реализация которых позволит устранить основание введения публичного управления.
3. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
4. План публичного управления рассматривается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 5 календарных дней с даты представления плана публичного управления публичным управляющим в указанный орган.
5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:
1) утверждение плана публичного управления;
2) отклонение плана публичного управления с требованием его доработки публичным управляющим;
3) отклонение плана публичного управления и обращение в арбитражный суд с заявлением о назначении иного публичного управляющего с указанием оснований для замены публичного управляющего.
6. Публичный управляющий отчитывается перед высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 12 часов с момента выполнения мероприятия, предусмотренного планом публичного управления, или поступления письменного требования указанного органа и не реже чем 1 раз в 3 календарных дня отчитывается перед указанным органом о ходе публичного управления и реализации плана публичного управления.
7. План публичного управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана публичного управления.
Статья 28.9. Замена публичного управляющего
1. Публичный управляющий может быть заменен арбитражным судом на основании заявления высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):
1) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения мер, предусмотренных планом публичного управления;
2) в случае если публичный управляющий перестал являться единой теплоснабжающей организацией;
3) в случае принятия высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) решения, предусмотренного пунктом 3 части 5 статьи 288 настоящего Федерального закона.
2. Публичный управляющий, замена которого осуществлена арбитражным судом, обязан передать имеющуюся у него бухгалтерскую и иную документацию теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, обособленных подразделений указанных организаций, их материальные и иные ценности вновь назначенному публичному управляющему в течение 3 календарных дней с даты его назначения, определяемой решением арбитражного суда.
Статья 28.10. Прекращение публичного управления
1. Публичное управление управляемым обособленным подразделением (организацией) осуществляется до устранения основания введения публичного управления, но не более 12 месяцев с даты введения публичного управления.
В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, сроки действия публичного управления и полномочий публичного управляющего продлеваются арбитражным судом по ходатайству публичного управляющего до завершения реализации имущества управляемого обособленного подразделения (организации).
2. В случае устранения основания введения публичного управления ранее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращается в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего.
С заявлением о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего при наличии указанного основания также вправе обратиться руководитель теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
3. Прекращение публичного управления и полномочий публичного управляющего осуществляется с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего или по истечении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего.
4. В случае, если в течение срока действия публичного управления публичный управляющий понес экономически обоснованные расходы, которые были осуществлены публичным управляющим за свой счет в целях выполнения мероприятий, предусмотренных планом публичного управления, ввиду отсутствия денежных средств у теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (далее - расходы, понесенные публичным управляющим), публичный управляющий имеет право на возмещение расходов, понесенных публичным управляющим, за счет средств теплоснабжающей организации или теплосетевой организации.
При этом возмещение расходов, понесенных публичным управляющим, осуществляется только после исполнения всех денежных обязательств теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации по обязательным платежам. Понятие "обязательные платежи" применяется в значении, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
5. В случае, если теплоснабжающая организация, теплосетевая организация не возместила расходы, понесенные публичным управляющим, публичный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении расходов, понесенных публичным управляющим.
6. При недостаточности у теплоснабжающей организации, теплосетевой организации денежных средств для возмещения расходов, понесенных публичным управляющим, имущество теплоснабжающей организации, теплосетевой организации может быть реализовано с торгов в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В случае, если объекты теплоснабжения принадлежат теплоснабжающей или теплосетевой организации на основании договора аренды или концессионного соглашения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии вины соответствующей теплоснабжающей или теплосетевой организации в прекращении теплоснабжения или создании угрозы неизбежного прекращения теплоснабжения, способных повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов теплоснабжения и (или) концессионного соглашения, заключенного в отношении находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов теплоснабжения.
7. В случае, если действиями публичного управляющего причинен вред жизни или здоровью людей, имуществу теплоснабжающей организации либо теплосетевой организации, такой вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2012, N 53, ст. 7614, 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; N 30, ст. 4077; N 52, ст. 6976, 6982; 2014, N 26, ст. 3366, 3406; N 30, ст. 4218; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11, 38; N 29, ст. 4347; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 27, ст. 4288; N 52, ст. 7507; 2017, N 31, ст. 4822) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 21.1 и 21.2 следующего содержания:
"21.1) публичное управление - процедура, применяемая в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или обособленных подразделений указанных организаций в целях обеспечения надлежащего водоснабжения и (или) водоотведения на территории соответствующего муниципального образования (в случае введения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации - в границах зоны чрезвычайной ситуации) при наличии основания и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
21.2) публичный управляющий - гарантирующая организация, назначенная арбитражным судом для осуществления публичного управления в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;";
2) часть 1 статьи 5 дополнить пунктами 10.4 и 10.5 следующего содержания:
"10.4) обращение в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления и назначении публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или обособленными подразделениями указанных организаций, а также с иском о расторжении договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) концессионных соглашений, объектами которых являются находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
10.5) рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления;";
3) статью 8 дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обособленные подразделения организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны иметь отдельный расчетный счет.";
4) дополнить главой 7.2 следующего содержания:
"
Глава 7.2. Публичное управление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанных организаций в целях предотвращения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 41.5. Основания и порядок принятия решения о введении публичного управления и назначении публичного управляющего организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации
1. Координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемый и действующий в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - координационный орган), сообщает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о наличии основания для обращения указанного органа в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления и назначении публичного управляющего осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обособленным подразделением организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а в случае отсутствия таких обособленных подразделений - организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - основание введения публичного управления), в течение 24 часов после возникновения соответствующего основания введения публичного управления.
2. Основанием для введения публичного управления является прекращение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или угроза неизбежного прекращения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, способные повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, вызванные противоправными действиями или бездействием организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации, при исполнении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, при условии уклонения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, от устранения причин прекращения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или угрозы неизбежного прекращения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) ликвидации последствий либо неспособности устранить такие причины и (или) ликвидации последствий.
3. Одновременно с сообщением о наличии основания введения публичного управления, указанным в части 1 настоящей статьи, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) координационный орган направляет акт, содержащий вывод об осуществлении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации действий, которые способствовали устранению или привели к устранению основания введения публичного управления, либо вывод об уклонении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленных подразделений указанной организации от осуществления таких действий или неспособности их осуществления, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления. Указанный вывод подтверждается решением координационного органа, принимаемым большинством голосов от общего числа голосов всех членов координационного органа.
4. Подача заявления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), указанного в части 1 настоящей статьи, и его рассмотрение арбитражным судом осуществляются в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. В срок, не превышающий 24 часов с момента получения сообщения координационного органа о наличии основания введения публичного управления и акта координационного органа, содержащего вывод об осуществлении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации необходимых действий, которые способствовали бы устранению или привели бы к устранению основания введения публичного управления, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) назначает из числа лиц, указанных в части 1 статьи 41.6 настоящего Федерального закона, лицо, которое осуществляет управление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации до вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего.
6. Лицо, назначенное для осуществления управления в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или обособленных подразделений указанной организации в соответствии с частью 5 настоящей статьи, имеет права и несет обязанности, аналогичные правам и обязанностям публичного управляющего, указанным в статье 41.6 настоящего Федерального закона.
7. Обращение в арбитражный суд с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии сообщения координационного органа о наличии основания введения публичного управления и акта координационного органа, содержащего вывод об осуществлении организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанной организации необходимых действий, которые способствовали бы устранению или привели бы к устранению основания введения публичного управления, а также о наличии или об отсутствии оснований полагать, что основание введения публичного управления может быть устранено посредством публичного управления.
8. В случае, если для организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которой (либо обособленных подразделений которой) имеется основание введения публичного управления, введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", либо принята какая-либо из обеспечительных мер, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации или арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, отношения по управлению имуществом указанных организаций (их обособленных подразделений) в течение действия таких процедур (исполнения обеспечительных мер) регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" или соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 41.6. Публичный управляющий
1. Публичным управляющим назначается гарантирующая организация, в зоне деятельности которой вводится публичное управление.
При отсутствии такой гарантирующей организации или в случае введения публичного управления в отношении такой гарантирующей организации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, публичным управляющим назначается иная гарантирующая организация, осуществляющая деятельность на территории муниципального образования, в границах которого вводится публичное управление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или обособленными подразделениями указанной организации, а при отсутствии иной гарантирующей организации - гарантирующая организация, осуществляющая деятельность на территории муниципального образования, границы которого являются смежными с границами муниципального образования, в котором вводится публичное управление.
Гарантирующая организация обязана принять на себя функции публичного управляющего в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
2. С даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего:
прекращаются полномочия руководителя организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении организации либо соответствующего обособленного подразделения;
управление имуществом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (соответствующего обособленного подразделения), осуществляется публичным управляющим.
Лицо, являющееся руководителем организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязано в течение 3 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего обеспечить передачу публичному управляющему бухгалтерской и иной документации таких организаций, материальных и иных ценностей, необходимых для осуществления управления организацией (соответствующим обособленным подразделением).
3. В отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или обособленных организаций указанной организации с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего (далее - управляемое обособленное подразделение (организация) публичный управляющий имеет право:
1) владеть и пользоваться имуществом управляемого обособленного подразделения (организации) в целях устранения основания введения публичного управления управляемым обособленным подразделением (организацией) в соответствии с планом публичного управления;
2) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах управляемого обособленного подразделения (организации), в целях устранения основания введения публичного управления, в том числе:
приобретать топливо, горюче-смазочные материалы, оборудование и иные вещества и материалы, необходимые для обеспечения надлежащего водоснабжения и (или) водоотведения на территории соответствующего муниципального образования (в случае введения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера режима чрезвычайной ситуации - в границах зоны чрезвычайной ситуации);
оплачивать расходы на текущий и (или) капитальный ремонт объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения управляемого обособленного подразделения (организации).
4. Публичный управляющий обязан:
1) обеспечивать эксплуатацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения управляемого обособленного подразделения (организации) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и планом публичного управления, а также реализовывать иные мероприятия, предусмотренные планом публичного управления;
2) разработать план публичного управления и представить его для утверждения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
3) вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
4) информировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о реализации мероприятий, предусмотренных планом публичного управления;
5) представить в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по его требованию отчет об итогах реализации плана публичного управления.
5. Действия публичного управляющего по осуществлению публичного управления вознаграждению не подлежат.
Статья 41.7. План публичного управления
1. Публичный управляющий не позднее чем через 2 календарных дня со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего управляемым обособленным подразделением (организацией) обязан разработать план публичного управления и представить его для утверждения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченному им органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
План публичного управления должен предусматривать меры по устранению основания введения публичного управления управляемым обособленным подразделением (организацией), условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы публичного управляющего.
2. План публичного управления должен:
1) предусматривать срок устранения основания введения публичного управления;
2) содержать мероприятия, реализация которых позволит устранить основание введения публичного управления.
3. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана публичного управления осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
4. План публичного управления рассматривается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 5 календарных дней с даты представления плана публичного управления публичным управляющим в указанный орган.
5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:
1) утверждение плана публичного управления;
2) отклонение плана публичного управления с требованием его доработки публичным управляющим;
3) отклонение плана публичного управления и обращение в арбитражный суд с заявлением о назначении иного публичного управляющего с указанием оснований для замены публичного управляющего.
6. Публичный управляющий отчитывается перед высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 12 часов с момента выполнения мероприятия, предусмотренного планом публичного управления, или поступления письменного требования указанного органа и не реже чем 1 раз в 3 календарных дня отчитывается перед указанным органом о ходе публичного управления и реализации плана публичного управления.
7. План публичного управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана публичного управления.
Статья 41.8. Замена публичного управляющего
1. Публичный управляющий может быть заменен арбитражным судом на основании заявления высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):
1) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения мер, предусмотренных планом публичного управления;
2) в случае если публичный управляющий перестал являться гарантирующей организацией;
3) в случае принятия высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) решения, предусмотренного абзацем четвертым части 5 статьи 41.7 настоящего Федерального закона.
2. Публичный управляющий, замена которого осуществлена арбитражным судом, обязан передать имеющуюся у него бухгалтерскую и иную документацию организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обособленных подразделений указанной организации, их материальные и иные ценности вновь назначенному публичному управляющему в течение трех календарных дней с даты его назначения, определяемой решением арбитражного суда.
Статья 41.9. Прекращение публичного управления
1. Публичное управление управляемым обособленным подразделением (организацией) осуществляется до устранения основания введения публичного управления, но не более 12 месяцев с даты введения публичного управления.
В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, сроки действия публичного управления и полномочия публичного управляющего продлеваются арбитражным судом по ходатайству публичного управляющего до завершения реализации имущества управляемого обособленного подразделения (организации).
2. В случае устранения основания введения публичного управления ранее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращается в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего.
С заявлением о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего при наличии указанного основания также вправе обратиться руководитель организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
3. Прекращение публичного управления и полномочий публичного управляющего осуществляется с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда о досрочном прекращении публичного управления и полномочий публичного управляющего или по истечении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении публичного управления и назначении публичного управляющего.
4. В случае, если в течение срока действия публичного управления публичный управляющий понес экономически обоснованные расходы, которые были осуществлены публичным управляющим за свой счет в целях выполнения мероприятий, предусмотренных планом публичного управления, ввиду отсутствия денежных средств у организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - расходы, понесенные публичным управляющим), публичный управляющий имеет право на возмещение расходов, понесенных публичным управляющим, за счет средств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
При этом возмещение расходов, понесенных публичным управляющим, осуществляется только после исполнения всех денежных обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по обязательным платежам. Понятие "обязательные платежи" применяется в значении, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
5. В случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не возместила расходы, понесенные публичным управляющим, публичный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении расходов, понесенных публичным управляющим.
6. При недостаточности у организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, денежных средств для возмещения расходов, понесенных публичным управляющим, имущество такой организации может быть реализовано с торгов в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В случае, если объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения принадлежат организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на основании договора аренды или концессионного соглашения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации также вправе при наличии вины соответствующей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в прекращении горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или создании угрозы неизбежного прекращения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, способных повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и (или) концессионного соглашения, заключенного в отношении находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
7. В случае, если действиями публичного управляющего причинен вред жизни или здоровью людей, имуществу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, такой вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.".
Статья 5
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2008, N 24, ст. 2798; 2012, N 26, ст. 3439; 2016, N 10, ст. 1319, 1321) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 227 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3) о введении публичного управления и назначении публичного управляющего теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, обособленными подразделениями указанных организаций в случаях, установленных федеральными законами.";
2) статью 228 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Заявление о введении публичного управления и назначении публичного управляющего, подаваемое высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении" и Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", должно содержать указание на источник возмещения экономически обоснованных расходов, которые будут понесены публичным управляющим при осуществлении публичного управления, в размере разницы между такими расходами и денежными средствами, имеющимися на счетах теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а также имуществом указанных организаций, которое может быть реализовано с торгов в целях, предусмотренных указанными федеральными законами.";
Статья 6
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обеспечивают приведение в соответствие с положениями настоящего Федерального закона уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, созданных до даты вступления в силу настоящего Федерального закона, и принимают решения:
1) об изъятии имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным до даты вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляющим деятельность в качестве теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а также о передаче такого изъятого имущества унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления (в случае полного погашения государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением существующей задолженности и отсутствия у такого государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения признаков банкротства юридического лица, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)");
2) о внесении изменений в устав унитарного предприятия в связи с изменением вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (в случае полного погашения государственным или муниципальным унитарным предприятием существующей задолженности и отсутствия у такого государственного и муниципального унитарного предприятия признаков банкротства юридического лица, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)").
2. В случае наличия у государственных и муниципальных унитарных предприятий (за исключением казенных предприятий), осуществляющих деятельность в качестве теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, непогашенной задолженности по истечении 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона руководитель должника обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Основаниями для государственной регистрации прекращения права оперативного управления государственных и муниципальных учреждений, права хозяйственного ведения государственных и муниципальных предприятий и государственной регистрации права оперативного управления государственных и муниципальных предприятий, указанных в настоящей статье, являются решение собственника имущества унитарного предприятия и передаточный акт.".
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.