Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 519530-7 "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы (N 3468п-П44 от 23.05.2016).
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость повышения качества оказания гарантированных государством услуг в социальной сфере, в том числе посредством привлечения к их оказанию негосударственных организаций.
Основной задачей законопроекта является повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.
Законопроект предусматривает возможность участия потребителя услуг в выборе исполнителя услуги, обеспечивая оказание государственных услуг в социальной сфере на основе принципа "деньги следуют за потребителем".
В мире давно и широко применяются рыночно ориентированные, конкурентные способы оказания за счет бюджетных средств государственных услуг как государственными, так и негосударственными организациями. Есть такой опыт и в Российской Федерации - в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании на федеральном уровне, в высшем образовании, социальном обслуживании граждан в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для решения указанной задачи необходимо разработать механизмы, способствующие открытию для негосударственных организаций доступа к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, что позволит, с одной стороны, обеспечить доступность государственных (муниципальных) услуг в тех публично-правовых образованиях, где отсутствуют государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие соответствующие услуги, а с другой стороны - создать мотивацию для государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, росту производительности труда, общему улучшению организации и повышению эффективности деятельности.
Вместе с тем существующие в настоящий момент инструменты привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг имеют существенные недостатки и не обеспечивают единства правоприменительной практики на всей территории Российской Федерации.
В рамках действующего правового регулирования государственные задания государственным учреждениям в основном распределяются административным методом "от достигнутого", без должного учета объема и качества услуг. Органы исполнительной власти и сами государственные учреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в повышении производительности труда и качества услуг, "борьбе за потребителя".
Законопроект учитывает сложившиеся практики привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусматривает использование инструментов, позволяющих с учетом местных условий использовать рыночно ориентированные, конкурентные способы определения исполнителя государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере. В этой связи законопроект является рамочным регулированием, позволяющим складывающейся системе стабильно развиваться.
Законопроект четко определяет полномочия и ответственность органов исполнительной власти разных уровней, поскольку принимать решение об использовании конкурентных способов отбора исполнителей в целях оказания той или иной услуги либо о формировании государственного задания будет каждый субъект Российской Федерации и муниципалитет самостоятельно, опираясь на сложившийся опыт и финансово-экономические особенности организации оказания услуг. При этом региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети учреждений, а за доступность и качество государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Законопроект направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, устраняя сложившееся неравенство в сфере финансового обеспечения такой деятельности.
При этом законопроект не вменяет в обязанность публично-правовому образованию использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создает правовое поле, в рамках которого будет осуществляться такой отбор, если публично-правовое образование примет соответствующее решение. Вместе с тем если публично-правовое образование оценивает сложившуюся систему оказания государственных (муниципальных) услуг как достаточную и эффективную, то оно может оставаться в рамках использования сложившихся инструментов организации и финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг (например, используя исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений).
Для исполнения государственного (муниципального) социального заказа наряду со сложившимся механизмом утверждения государственного задания подведомственным учреждениям, предусмотрено использование:
конкурса, в том числе с участием негосударственных организаций;
сертификата, дающего право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.
Проведение конкурсов только для негосударственных организаций, как это делается в настоящий момент, ограничивает их участие в оказании государственных услуг. И одновременно снижает стимул для государственных учреждений бороться за потребителей и повышать качество оказываемых услуг. В то же время проведение совместных конкурсов между негосударственными организациями и государственными учреждениями, большинство из которых объективно заинтересованы в прозрачном распределении бюджетных средств, будет способствовать повышению качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.
В настоящее время активно развивается негосударственный некоммерческий сектор, в становлении которого и в вовлечении которого в сферу оказания государственных услуг в социальной сфере видится наибольший потенциал. Негосударственные некоммерческие организации способны аккумулировать и ресурсы гражданского общества, и финансовые средства, предоставленные из бюджета, обеспечив доступность и качество оказания государственных услуг.
Сертификаты на оказание государственных услуг в сфере дополнительного образования детей позволят негосударственным организациям, работающим в сфере дополнительного образования (кружки, секции и т.п.), отказаться от платы, взимаемой с родителей за подготовку ребенка, расширят выбор и заинтересованность родителя в поиске дополнительного развития для ребенка.
Кроме того, реализация законопроекта позволит впервые сформировать и сделать публичными данные об общем объеме государственных (муниципальных) услуг, который государство гарантирует оказать в соответствующем финансовом году, что позволит повысить прозрачность и открытость сферы оказания государственных (муниципальных) услуг как для граждан, являющихся потребителями таких услуг, так и для негосударственного сектора при планировании своей деятельности во взаимодействии с государством.
Для социального предпринимательства законопроект предусматривает прогнозируемость и долгосрочность взаимоотношений с государством. Возможность заключения соглашений по результатам конкурса на срок, соответствующий сроку оказания государственной услуги в социальной сфере, позволяет собственникам реализовывать вложения в объекты социальной инфраструктуры и осуществлять деятельность с использованием этих объектов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие и реализация федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение государственного (муниципального) социального заказа будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Принятие федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) о порядке формирования федеральными органами государственной власти государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
2) об утверждении примерной формы (структуры) государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
3) об утверждении общих требований к определению предельных допустимых возможных отклонений от показателей объема и качества оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
4) об общих требованиях к форме и срокам формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
5) о порядке отбора электронных площадок для проведения конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
6) о порядке функционирования электронных площадок в части проведения конкурсов в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
7) о порядке возмещения затрат исполнителя услуг, связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, с использованием платежной карты национальной платежной системы "МИР", выданной потребителю услуг.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
8) о порядке проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере в целях исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, утвержденного федеральными органами государственной власти;
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
9) об утверждении порядка формирования реестров исполнителей по сертификату, в том числе порядка объявления о формировании реестров исполнителей по сертификату и требованиях к исполнителям услуг, порядка представления заявок на включение в реестры исполнителей по сертификату, порядка исключения исполнителей услуг из реестров исполнителей по сертификату;
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
10) об утверждении требований к содержанию, в том числе к описанию предложений участников конкурса, требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия установленным требованиям, особенностей документооборота при проведении конкурса, порядка осуществления отбора нового исполнителя услуг в случае расторжения соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенного по результатам конкурса, а также порядка оценки предложений участников конкурса.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
11) о порядке объединения государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в целях проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
12) о порядке заключения уполномоченными органами соглашения о проведении совместных конкурсов на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
13) о порядке формирования и ведения реестра участников конкурса, получивших аккредитацию на электронных площадках.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
14) о порядке подачи участниками конкурса предложений в случае проведения конкурса, включающего возможность подачи участниками конкурса предложений по величине критериев, и требования к таким предложениям.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
15) о порядке ранжирования предложений, поданных участниками конкурса.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
16) об общих требованиях к форме и содержанию сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
17) о порядке формирования сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
18) о порядке формирования реестра физических лиц, получающих государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере в соответствии с сертификатом.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
19) об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
20) об утверждении типовой формы отчета об исполнении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере).
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
21) о порядке заключения в электронной форме соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителя государственных услуг в социальной сфере в целях исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, утвержденного федеральными органами государственной власти.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
22) о порядке принятия уполномоченным органом решения о возмещении потребителю услуг вреда, причиненного его жизни и здоровью.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
23) о порядке исключения исполнителя услуг из реестра исполнителей по сертификату.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
24) о порядке осуществления отбора новых исполнителей услуг из числа участников отбора исполнителей услуг, ранее проводившегося в целях заключения соглашения, расторгнутого до завершения его исполнения.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
25) о порядке ведения реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
26) о порядке формирования и ведения реестра соглашений о предоставлении субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации исполнителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России, Казначейство России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
27) о порядке осуществления контроля за соблюдением уполномоченными органами, участниками отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере требований Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона;
28) о порядке осуществления контроля органами внутреннего государственного (муниципального) контроля за порядком определения объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, соблюдением условий соглашений и полнотой отчетности об исполнении соглашений, а также об исполнении государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минтруд России, Минздрав России, Минобрнауки России, Министерство просвещения Российской Федерации, Минспорт России, Минэкономразвития России.
Срок принятия - 6 месяцев с даты официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.