Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 524998-7 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) вносятся существенные изменения в полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, установленные частью 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при осуществлении муниципального земельного контроля.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, охватывает любую деятельность по обращению с отходами, которая осуществляется лицом с нарушениями требований действующего законодательства, в том числе связанная с незаконным (несанкционированным) размещением отходов на земельных участках, а также действия, связанные с причинением вреда почве, - сброс и сжигание отходов, что в силу положений статьи 1.3.1 КоАП РФ препятствует установлению отдельной меры ответственности за организацию несанкционированных свалок, сброс и сжигание отходов на уровне субъектов Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень административных правонарушений, при выявлении которых органам местного самоуправления предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях, установлен частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ и неразрывно связан с осуществлением муниципального контроля.
При этом действующим законодательством должностным лицам органов местного самоуправления не предоставлено право возбуждения дел об административных правонарушениях по статье 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, под которым понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу положений статьи 6 ЗК РФ объектом земельных отношений в том числе является земля как природный объект и природный ресурс, в связи с чем ЗК РФ установлены нормы, запрещающие любую деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, приводящую к загрязнению, истощению, деградации, порче и иному негативному воздействию на земли и почвы.
Таким образом, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, выражающееся в незаконном (несанкционированном) размещении отходов на земельных участках, выявляется при осуществлении муниципального земельного контроля.
Незаконные действия по сбросу, размещению и сжиганию отходов на земельных участках наносят существенный ущерб окружающей среде и одновременно нарушают требования земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
При выявлении в рамках осуществления муниципального земельного контроля правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения и установления личности нарушителя зачастую возникает необходимость в незамедлительной фиксации совершаемого правонарушения и применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, что представляется невозможным ввиду отсутствия у должностных лиц органов местного самоуправления права возбуждения дел об административных правонарушениях данной категории, что в последующем может повлечь за собой сложности в доказывании, а нередко и невозможность привлечения правонарушителя к административной ответственности.
В настоящее время во всех регионах Российской Федерации остро стоит проблема борьбы с причинением вреда земле как природному ресурсу путем ее загрязнения, при этом невозможность оперативного реагирования на совершаемые противоправные действия со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, непосредственно выявляющих данные нарушения законодательства, приводит к существенному увеличению объемов ущерба окружающей среде.
Согласно сложившейся судебной практике в случае неустановления лица, причинившего вред окружающей среде, выразившийся в организации несанкционированной свалки отходов, обязанность по ее ликвидации возлагается на органы местного самоуправления.
Расширение круга должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ путем включения в него должностных лиц органов местного самоуправления, будет способствовать увеличению числа установленных правонарушителей, сокращению объемов причиняемого вреда окружающей среде и в целом способствовать предупреждению совершения действий по загрязнению почвы.
Таким образом, в целях выполнения задач законодательства об административных правонарушениях по охране окружающей среды, охране собственности, защите общества и государства от административных правонарушений, а также повышения эффективности осуществления муниципального земельного контроля необходимо предоставить должностным лицам органов местного самоуправления полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ.
Законопроектом вносится изменение в часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ, предусматривающее право должностных лиц органов местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ.
Предложенное законопроектом изменение соотносится с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.