Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 527255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "O гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается наделить Президента Российской Федерации полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранный гражданин), имеющих право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Предоставление такого права Президенту Российской Федерации позволит принять в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и (или) смена политического режима.
Законопроектом также предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе.
Практика применения части седьмой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существующее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.
Указанные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях. В результате возникает рынок криминальных услуг по осуществлению фиктивной регистрации, что выявляется правоохранительными органами при обращении таких лиц с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации и влечет отказ в его предоставлении.
Условие о наличии у участника Государственной программы разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации предусмотрено законопроектом в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и недопущения распространения опасных заболеваний на ее территории, так как при оформлении данных документов в целях защиты здоровья граждан Российской Федерации иностранные граждане обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается документ, подтверждающий отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Кроме того, иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, что является необходимой мерой в целях обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях возрастающей террористической угрозы.
Положения законопроекта, касающиеся упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации участников Государственной программы, распространяются на все категории таких участников, находящихся на территории Российской Федерации.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" позволит стимулировать переезд в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также способствовать более эффективной защите их прав.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" потребует внесения изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
Срок подготовки проекта указа Президента Российской Федерации - в течение трех месяца со дня принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минтруд России, МИД России, ФСБ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.