Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьёй 264.2 "Внесение в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств заведомо недостоверных сведений" и статьёй 284.2 "Незаконное осуществление деятельности без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств".
По законопроекту имеются следующие замечания.
Исходя из содержания рассматриваемых проектных норм, основным объектом указанных преступных посягательств является установленный порядок управления - порядок ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра и порядок аккредитации в национальной системе аккредитации и аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств. В связи с этим место расположения проектных статей - в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и в главе 29 "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства", по нашему мнению, определено неверно. Предлагаем обсудить вопрос о размещении данных норм в главе 32 - "Преступления против порядка управления".
Согласно части 3 проектной статьи 264.2 УК РФ повышенную ответственность предлагается установить за деяния, повлёкшие "тяжкие последствия". Данный признак преступления носит оценочный характер (в пояснительной записке к законопроекту его содержание не раскрывается). Отсутствие в законе определения данного признака может вызвать трудности у правоприменителя при оценке объективной стороны деяния.
В санкциях проектных статей предлагается в числе иных видов наказаний установить наказание в виде принудительных работ. В связи с этим необходимо отметить, что принудительные работы введены в систему уголовных наказаний как альтернатива лишению свободы. Об этом свидетельствуют, в частности, положения части 2 статьи 53.1 УК РФ, которой установлен порядок назначения этого вида наказания - "если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами".
Таким образом, в санкцию статьи, не предусматривающую наказание в виде лишения свободы, не может быть включено наказание в виде принудительных работ (часть 1 проектной статьи 264.2 УК РФ), а сроки, на которые могут быть назначены принудительные работы или лишение свободы, должны быть максимально соизмеримы (часть 2 проектной статьи 264.2 УК РФ).
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.