Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 544949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции" (далее - законопроект) разработан Минприроды России в целях совершенствования законодательного регулирования деятельности российских операторов в Антарктике.
В соответствии со статьей 13 Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадрид, 4 октября 1991 г.) каждая Сторона в пределах своей компетенции принимает соответствующие меры, включая принятие законов и правил, административные акты и принудительные меры, необходимые для обеспечения соблюдения положений указанного Протокола.
В настоящее время Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" (далее - Закон N 50-ФЗ) установлены следующие механизмы, обеспечивающие соблюдение природоохранных требований системы Договора об Антарктике: выдача разрешений российским физическим и юридическим лицам (операторам) на осуществление деятельности в Антарктике и контроль за соблюдением операторами требований и условий, предусмотренных указанными разрешениями, в том числе лицензионных требований при осуществлении в Антарктике лицензируемых видов деятельности (далее - контроль за операторами).
Вместе с тем сфера применения законодательства о контрольно-надзорной деятельности и о лицензировании отдельных видов деятельности ограничена юрисдикцией Российской Федерации, тогда как территория Антарктики в юрисдикцию Российской Федерации не входит. В этой связи осуществление контроля за операторами в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) входит в противоречие с частью 3 статьи IV Договора об Антарктике.
Проработка механизма установления особенностей организации и проведения проверок, возможность которого предусмотрена Законом N 294-ФЗ, показала нецелесообразность его распространения на контроль за операторами в силу специфики деятельности, осуществляемой в Антарктике.
В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в Закон N 50-ФЗ, направленных на уточнение формы государственного регулирования, обеспечивающей соблюдение российскими операторами требований и условий, предусмотренных системой Договора об Антарктике.
Законопроектом предлагается ввести такое понятие, как "национальная инспекция". Выбор понятия "национальная инспекция" обусловлен необходимостью его дифференциации от термина "инспекция", проведение которой предусмотрено в статье VII Договора об Антарктике (каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции во всех районах Антарктики).
Цель национальной инспекции также отлична от целей инспекции, проводимой в соответствии с Договором об Антарктике, так как целью мероприятий, проводимых в рамках национальной инспекции, является выявление допущенных российскими операторами нарушений требований и условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.
Финансирование расходов, возникающих в связи с принятием и реализацией законопроекта (около 5 млн. рублей ежегодно), планируется осуществить в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Росгидромету в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект подготовлен в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, Договора об Антарктике, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции"
Финансирование расходов, возникающих в связи с реализацией проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции" (далее - законопроект) планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Росгидромету в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Общий объем расходов, связанных с реализацией законопроекта, оценивается в 5 млн. рублей ежегодно. Расходы связаны с командированием уполномоченных лиц (наблюдателей) в Антарктику для осуществления национальной инспекции и оценены Росгидрометом с учетом всех возможных маршрутов следования российских операторов (крайние пункты до пересечения российскими операторами 60 южной широты, которой ограничивается сфера действия Договора об Антарктике).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике" в части проведения национальной инспекции"
Для реализации положений законопроекта потребуется принятие следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "О порядке проведения национальной инспекции".
Обоснованием необходимости подготовки проекта акта является подпункт "б" пункта 3 законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку: головной - Минприроды России, соисполнители - МИД России, Росгидромет, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
Примерный срок подготовки проекта акта: до рассмотрения законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".
В связи с принятием законопроекта потребуется внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 544 "О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике" (подпункт "а" пункта 3 законопроекта) и в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1168 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти, связанных с регулированием деятельности в Антарктике" (подпункт "а" пункта 1 и подпункт "б" пункта 3 законопроекта).
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку: головной - Минприроды России, соисполнители - МИД России, Росгидромет, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
Примерный срок подготовки проекта акта: до рассмотрения законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.