Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 546093-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), что подразумевает в том числе запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах либо приобретать определенные вещи и продукты питания, перечень которых установлен правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Несмотря на принимаемые меры, этот запрет очень часто нарушается.
Так, в 2017 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС, были задержаны 5 888 граждан, из которых 4 202 привлечены к административной ответственности по статье 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и 314 - к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В исправительных учреждениях УФСИН России по Оренбургской области за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержаны:
в 2015 году - 212 граждан, из них привлечены к административной ответственности 181 человек, к уголовной - 27;
2016 году - 227 граждан, из них привлечены к административной ответственности 151 человек, к уголовной - 14;
2017 году - 174 гражданина, из них привлечены к административной ответственности 135 человек, к уголовной - 13.
Ежегодно значительно возрастает количество изымаемых запрещенных веществ и предметов, в том числе денежных средств и алкогольных напитков. В настоящее время наиболее остро стоит проблема увеличения случаев нелегальной доставки осужденным средств мобильной связи и комплектующих к ним (SIM-карты, зарядные устройства).
Если в 2004 году было изъято 5,7 тыс. мобильных средств связи, то в 2007 году - 26,4 тыс., то есть в пять раз больше. В 2010 году изъято 40 тыс. мобильных телефонов, в 2011 году - более 47 тыс., в 2012 году было изъято 59 297 таких средств, в 2015 году уже 72 393, то есть на четверть больше, в 2016 году - 69,4 тыс.
Вместе с тем наличие у подозреваемых и обвиняемых средств связи в местах содержания под стражей негативно влияет на ход предварительного следствия, так как нередко они используются для угроз участникам уголовного процесса, связи с членами преступного сообщества на свободе, а также совершения новых преступлений.
Не случайно данной теме было посвящено заседание "круглого стола" на тему "Законодательные меры противодействия преступлениям, совершаемым с использованием мобильных средств связи лицами, находящимися в местах лишения свободы", проведенное в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 21.03.2016. На заседании было озвучено, что за 2015 год совершено более 40 тысяч преступлений с использованием мобильных средств связи, почти полторы тысячи из них - из мест лишения свободы. Участники "круглого стола" также отметили, что предусмотренная административная ответственность за передачу запрещенных предметов в места лишения свободы несоразмерна его опасности.
В настоящее время за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, статьей 19.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.
Сложившаяся на сегодняшний день в Оренбургской области практика применения судами мер административной ответственности показывает, что средний размер штрафных санкций составляет 3 000 рублей, максимальный размер санкции практически не применяется. Такая мера ответственности явно недостаточна, так как на практике вознаграждение за пронос только одного мобильного телефона в несколько раз превышает размер административного штрафа.
Низкий размер штрафа не соответствует характеру и степени общественной опасности таких административных правонарушений и не выполняет роль разумного сдерживающего фактора для соблюдения установленных запретов.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменения в статью 19.12 КоАП РФ, установив санкцию в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания. Предлагаемый размер штрафа соответствует санкциям других правонарушений, ответственность за которые установлена главой 19 КоАП РФ (в указанной главе КоАП РФ предусмотрено 10 статей, устанавливающих ответственность для граждан выше предельного размера).
В связи с тем что предлагаемый размер штрафа превышает максимально возможный размер административного штрафа для граждан, предусмотренный статьей 3.5 КоАП РФ, соответствующие изменения вносятся и в часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Принятие закона позволит повысить эффективность противодействия передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС, совершению преступлений с использованием мобильных телефонов лицами из мест лишения свободы, что положительно скажется на криминогенной ситуации в целом.
Законопроект был предварительно рассмотрен в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (проект законодательной инициативы N 7-470) и рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.