Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 546281-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений.
Налоговые льготы и освобождения являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации, а их предоставление часто направлено на решение определенных задач государственной политики - например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, "налоговые расходы" на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.
При этом в отличие от прямых расходов бюджета "налоговые расходы" в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, учета и оценки. Это создает предпосылки для снижения эффективности государственной политики, недооценки фактических объемов ресурсов, направленных на поддержку того или иного направления, и, в конечном итоге, ведет к неоптимальному распределению дефицитных бюджетных ресурсов и последующим прямым потерям общественного благосостояния.
Законопроект направлен на создание нормативно-правовых предпосылок для практического внедрения подхода к систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений на основе концепции "налоговых расходов", зарекомендовавшей себя в качестве наиболее распространенного и эффективного подхода к учету, оценке эффективности и раскрытии информации по налоговым льготам среди государств-участников Организации экономического сотрудничества и развития.
Законопроектом налоговые расходы определяются как выпадающие доходы бюджета публично-правового образования, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам. Указанное определение относит к налоговым расходам выпадающие доходы не только по налогам и сборам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации, но и по иным видам платежей, формирующих доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование, таможенные платежи и т.п.
Законопроект предусматривает обязательное формирование каждым публично-правовым образованием перечня соответствующих налоговых расходов и необходимость осуществления ежегодной оценки налоговых расходов. Полномочиями по определению общих требований к проведению указанной оценки предлагается наделить Правительство Российской Федерации.
Отчет об оценке налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценке налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год и оценке налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предлагается представлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (начиная с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), что обеспечит возможность парламентского контроля за качеством и достоверностью указанной оценки.
Кроме того, в целях повышения качества управления налоговыми расходами и обеспечения практической реализации выводов, сформированных по результатам оценки налоговых расходов, законопроект предусматривает необходимость учета результатов указанной оценки при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования).
Таким образом, положения предлагаемого законопроекта устанавливают обязательность анализа налоговых расходов каждого публично-правового образования, позволяют формализовать требования к проведению такого анализа и применению его результатов, и в целом способствуют повышению качества управления государственными (муниципальными) финансами.
Проведение на регулярной основе мониторинга и оценки "налоговых расходов" бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществление на основании такой оценки их пересмотра или уточнения тех или иных режимов их действия позволит повысить эффективность управления бюджетными средствами. Это будет способствовать как более эффективному и рациональному использованию инструментов налогового стимулирования, направленных на решение определенных задач государственной политики, так и повышению эффективности программно-целевого бюджетирования в целом.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие законопроекта потребует:
1) принятия постановления Правительством Российской Федерации, утверждающего порядок формирования перечня налоговых расходов Российской федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Цель: внедрение подхода к систематизации и регламентации в рамках бюджетного процесса процедур контроля, учета и оценки налоговых расходов.
Предмет правового регулирования: определяет процедуру, методику и критерии оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки - в пределах 90 дней после дня официального опубликования законопроекта;
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего общие требования к оценке налоговых расходов субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Цель: внедрение на региональном и муниципальном уровнях методики оценки налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов".
Предмет правового регулирования: определение общих требований к порядку и критериям оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки - в пределах 90 дней после дня официального опубликования законопроекта.
3. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.