Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 548878-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 11 апреля 2018 г. N Пр-615.
Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривает их надлежащее материальное обеспечение, одним из элементов которого является обеспечение судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В настоящее время согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются отдельными жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Российской Федерации, с учетом права судьи на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, которым внесены изменения в пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность необоснованного расширения полномочий Правительства Российской Федерации и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что федеральный законодатель обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законопроект подготовлен с учетом приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и по аналогии с порядком обеспечения жилыми помещениями прокуроров, предусмотренным Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В частности, законопроектом предусматривается, что судьям, замещающим должность судьи не менее 10 календарных лет, признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период пребывания в должности судьи предоставляются единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата) либо вместо нее на основании заявления судьи жилое помещение в собственность.
Кроме того, в соответствии с законопроектом судьям, признанным не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, предусматривается предоставление служебных жилых помещений.
Законопроектом определяются основания признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, основания признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда, нормы предоставления площади жилых помещений, очередность предоставления жилых помещений, а также регулируются другие вопросы, касающиеся жилищного обеспечения судей.
В законопроекте предусматривается право судьи, ушедшего или удаленного в отставку, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 10 календарных лет и не обеспечивавшегося ранее жилым помещением в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность по месту нахождения суда, из которого судья уходил или удалялся в отставку, если на день ухода или удаления в отставку он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным законопроектом.
Согласно законопроекту Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации наделяются рядом полномочий в сфере жилищного обеспечения судей в отношении соответственно судей Верховного Суда Российской Федерации и судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов. Отдельными полномочиями в данной сфере также наделяется Правительство Российской Федерации.
Изменения, корреспондирующие положениям законопроекта, касающимся полномочий Верховного Суда Российской Федерации, содержатся в проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предусмотренная законопроектом дата вступления в силу федерального закона - 1 января 2019 г. - обусловлена необходимостью реализации Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Правительством Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере жилищного обеспечения судей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статью 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" потребуется принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утверждающих:
порядок определения размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения при невозможности предоставления служебного жилого помещения судье, признанному не имеющим жилого помещения по месту нахождения суда, а также порядок ее выплаты;
порядок расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и ее перечисления судьям и членам семьи погибшего (умершего) судьи;
порядок оплаты общей площади предоставляемого в собственность судьи жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, рассчитанный по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным для судей в законодательстве Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.