Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 549419-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Досье на проект федерального закона
Предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) являются отношения, связанные с осуществлением Госкорпорацией "Роскосмос" деятельности в качестве уполномоченного органа управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенного полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) установлено, что к организациям Госкорпорации "Роскосмос" относятся предприятия Госкорпорации "Роскосмос", учреждения Госкорпорации "Роскосмос", а также акционерные общества Госкорпорации "Роскосмос" и их дочерние хозяйственные общества. Данная норма не учитывает возможность создания и участия Госкорпорации "Роскосмос" в организациях иных организационно-правовых форм (например, в обществах с ограниченной ответственностью, ассоциациях, фондах, автономных некоммерческих организациях). В рамках коммерциализации космической деятельности для Госкорпорации "Роскосмос" актуальным является также участие в иностранных организациях, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства.
В связи с этим законопроектом предлагается расширить перечень организаций, которые могут относиться к организациям Госкорпорации "Роскосмос", изложив пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 215-ФЗ в соответствующей редакции. При этом предполагается, что к организациям Госкорпорации "Роскосмос" будут относится организации, в которых Госкорпорация "Роскосмос" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения.
Согласно части 17 статьи 3 Федерального закона N 215-ФЗ Госкорпорация "Роскосмос" имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия и награждать ими работников Госкорпорации "Роскосмос", организаций Госкорпорации "Роскосмос", организаций ракетно-космической промышленности, иных лиц.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и награждения указанными знаками отличия определяется государственными корпорациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 8 февраля 2017 г. N 23 "О ведомственном знаке отличия Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", дающем право на присвоение звания "Ветеран труда", зарегистрирован Минюстом России (регистрационный номер от 13 марта 2017 г. N 45918).
Вместе с тем в целях однозначного определения статуса учреждаемых Госкорпорацией "Роскосмос" знаков отличия часть 17 статьи 3 Федерального закона N 215-ФЗ предлагается дополнить положением о том, что Госкорпорация "Роскосмос" имеет право учреждать ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", а также знаки отличия Госкорпорации "Роскосмос", наличие которых учитывается, в том числе, при решении вопроса о награждении ведомственным знаком отличия Госкорпорации "Роскосмос". Аналогичный порядок поощрения работников различных отраслей установлен в положениях о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
В настоящее время Госкорпорация "Роскосмос" наделена полномочиями по созданию учреждений и других некоммерческих организаций (пункты 2 и 3 части 4 статьи 16 Федерального закона N 215-ФЗ). Вместе с тем согласно части 2 статьи 4 Федерального закона N 215-ФЗ деятельность Госкорпорации "Роскосмос" направлена на создание условий и механизмов эффективного осуществления космической деятельности, использования ее результатов, управления организациями Госкорпорации "Роскосмос" и их развития, а также на содействие укреплению обороны страны и обеспечение безопасности государства. Для реализации указанных направлений деятельности представляется необходимым уполномочить Госкорпорацию "Роскосмос" на создание как некоммерческих, так и коммерческих организаций, в различных организационно-правовых формах.
Необходимость такого полномочия обусловлена, в том числе, следующими обстоятельствами.
Согласно подпункту 2 пункта 2.1 статьи 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и абзацу третьему статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" управляющей организацией обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Соответственно в целях использования института управляющих для управления организациями Госкорпорация "Роскосмос" должна иметь возможность учреждать коммерческие организации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацу третьему статьи 69" следует читать "абзацу третьему пункта 1 статьи 69"
Также в целях эффективного управления космической деятельностью необходимо создание специализированных организаций, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности в интересах всей отрасли.
Согласно Основам государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденным Президентом Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. N Пр-906, одним из принципов государственной политики в области космической деятельности определено развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления услуг с использованием результатов космической деятельности, последовательное развитие возможностей создания на коммерческой основе космических средств связи, навигации, телерадиовещания и дистанционного зондирования Земли, а в перспективе - средств выведения и осуществления пилотируемых полетов в космическом пространстве.
Реализация указанного принципа в части взаимодействия государства и бизнеса также подразумевает создание коммерческих организаций, в частности с участием Госкорпорации "Роскосмос".
При этом в настоящее время к организациям Госкорпорации "Роскосмос" уже относятся коммерческие организации (федеральные государственные унитарные предприятия и акционерные общества), в отношении которых Госкорпорация "Роскосмос" осуществляет регулирование их деятельности, в том числе нормативно-правовое.
Госкорпорация "Росатом" в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" также осуществляет аналогичные полномочия в отношении организаций Госкорпорации "Росатом".
Следует отметить, что возможность совмещения функций хозяйствующих субъектов и функций и прав федеральных органов исполнительной власти допускается положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, наделение Госкорпорации "Роскосмос" полномочиями по созданию коммерческих организаций не приводит к возникновению новых полномочий Госкорпорации "Роскосмос" в отношении организаций Госкорпорации "Роскосмос" по сравнению с имеющимися в настоящее время и (или) изменению порядка управления в отношении организаций Госкорпорации "Роскосмос".
Поскольку Госкорпорация "Роскосмос" наделена правом не только участвовать в уже созданных организациях, но и создавать организации, представляется целесообразным расширить полномочия наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос", дополнив их (пункт 12 части 1 статьи 23 Федерального закона N 215-ФЗ) полномочием принимать решения о создании юридических лиц с определением условий их создания. Одновременно необходимо привести полномочия высшего органа управления Госкорпорации "Роскосмос" в соответствие с положениями иных федеральных законов, регулирующих деятельность государственных корпораций. Например, пунктом 1 части 2 стати 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что высший орган управления государственной корпорации дает согласие работнику государственной корпорации участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации. В связи с этим законопроектом предлагается пункт 18 части 1 статьи 23 Федерального закона N 215-ФЗ изложить в новой редакции, предоставляющей право наблюдательному совету Госкорпорации "Роскосмос" принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления Госкорпорации "Роскосмос" не только Федеральным законом N 215-ФЗ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", но и иными федеральными законами.
В целях реализации предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" и пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 215-ФЗ полномочий Президента Российской Федерации по руководству космической деятельностью и принятию решений в отношении Госкорпорации "Роскосмос" законопроектом предлагается также закрепить в проектируемой редакции пункта 18 части 1 статьи 23 Федерального закона N 215-ФЗ право Президента Российской Федерации определять полномочия наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос".
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона N 215-ФЗ правление Госкорпорации "Роскосмос" подготавливает предложения по формированию позиции акционера Госкорпорации "Роскосмос" по вопросам деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Госкорпорации "Роскосмос".
В целях уточнения и упорядочивания процесса подготовки директив полномочия правления Госкорпорации "Роскосмос" предлагается скорректировать, предоставив ему право определять позицию акционера Госкорпорации "Роскосмос" по вопросам деятельности акционерных обществ, за исключением вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного совета Госкорпорации "Роскосмос", для чего необходимо внести изменения в пункт 2 статьи 28 Федерального закона N 215-ФЗ.
Кроме того, в настоящее время не установлен орган управления Госкорпорации "Роскосмос", определяющий позицию акционера - Российской Федерации, от имени которой Госкорпорация "Роскосмос" осуществляет полномочия акционера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 г. N 1018 "О порядке осуществления Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от имени Российской Федерации прав акционера в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат передаче Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в качестве имущественного взноса Российской Федерации или внесению в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал акционерных обществ Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
В связи с этим в целях формирования единого подхода к порядку определения позиции акционера как по акциям, находящимся в собственности Госкорпорации "Роскосмос", так и по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, законопроектом предлагается такие полномочия предоставить также правлению Госкорпорации "Роскосмос" (статья 28 Федерального закона N 215-ФЗ дополняется пунктом 21 соответствующего содержания). Аналогичный порядок определения позиции акционера установлен в Госкорпорации "Росатом".
Согласно части 16 статьи 37 Федерального закона N 215-ФЗ передача Госкорпорации "Роскосмос" находящегося в федеральной собственности имущества, в том числе земельных участков, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации по цене, определенной исходя из кадастровой стоимости этого имущества. Поскольку кадастровая стоимость определяется только для недвижимого имущества, указанной нормой Федерального закона N 215-ФЗ фактически установлен порядок определения цены передачи имущества без проведения оценки только для недвижимого имущества, к которому по общему правилу, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, кроме того, законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Однако действующее законодательство не регулирует вопросы определения кадастровой стоимости в отношении воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания.
Таким образом, порядок определения цены находящегося в федеральной собственности имущества, отнесенного к недвижимому, для которого не может быть определена кадастровая стоимость (например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), а также для движимого имущества, при его передаче в качестве имущественного взноса Госкорпорации "Роскосмос", Федеральным законом N 215-ФЗ не урегулирован.
В связи с этим при передаче указанного имущества по общему правилу, установленному статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), требуется проведение оценки этого имущества.
Вместе с тем проведение обязательной оценки имущества, находящегося в федеральной собственности, при его передаче Госкорпорации "Роскосмос" в качестве имущественного взноса является нецелесообразным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5.11 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", оценка федерального имущества, подлежащего передаче в качестве имущественного взноса Госкорпорации "Роскосмос", организуется Росимуществом и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время при проведении ликвидационных мероприятий Федерального космического агентства организована работа по выявлению и принятию к учету имущества, приобретенного им по заключенным от имени Российской Федерации государственным контрактам. Принимая во внимание уникальность большей части такого имущества, созданного при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, общая стоимость предполагаемого к выявлению и учету движимого имущества может превысить ориентировочно 100 млрд. рублей, в связи с чем затраты Российской Федерации на оценку такого имущества будут существенными.
При этом получаемая по результатам оценки информация о рыночной стоимости имущества, передаваемого Госкорпорации "Роскосмос" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, для Российской Федерации и Госкорпорации "Роскосмос" не имеет практического смысла, поскольку передача имущественного взноса не предполагает встречного исполнения и не влияет на объем прав, получаемых Российской Федерацией взамен переданного имущества.
С учетом изложенного в целях сокращения расходов федерального бюджета, а также сроков передачи имущественного взноса Российской Федерации Госкорпорации "Роскосмос" законопроектом предлагается уточнить положения части 16 статьи 37 Федерального закона N 215-ФЗ, указав, что недвижимое имущество, в отношении которого не определяется кадастровая стоимость, и движимое имущество передаются Госкорпорации "Роскосмос" по цене, определенной исходя из его балансовой стоимости.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.