Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 549428-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Досье на проект федерального закона
Предметом правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) являются отношения, связанные с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация) деятельности по лицензированию космической деятельности.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" вопросы лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, были выведены из-под сферы регулирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" без внесения необходимых корреспондирующих изменений в иные законодательные акты Российской Федерации и перенесены на уровень акта Правительства Российской Федерации.
В настоящее время лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 160 "О лицензировании космической деятельности", которым установлены основные требования к соискателю лицензии (лицензиату), порядку предоставления (переоформления) лицензии на осуществление космической деятельности, а также определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, подлежащих лицензированию.
Положениями Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Корпорация наделена государственно-властными полномочиями, в том числе по осуществлению лицензионного контроля, однако поскольку Корпорация не является органом государственной власти, нормы Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются на отношения, связанные с осуществлением ею лицензионного контроля.
Таким образом, порядок проведения Корпорацией лицензионного контроля законодательно не установлен.
Отсутствие законодательной регламентации порядка проведения лицензионного контроля, являющегося разновидностью государственного контроля, не позволяет Корпорации оказывать в полном объеме государственную услугу по осуществлению лицензирования космической деятельности и осуществлять государственную функцию по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении космической деятельности (лицензионный контроль).
В целях правового обеспечения реализации полномочий Корпорации по осуществлению лицензирования космической деятельности, включая лицензионный контроль, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части распространения сферы его действия на отношения, связанные с лицензированием космической деятельности, и в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части распространения сферы его действия на деятельность Корпорации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, регулирующего космическую деятельность.
Одновременно законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" в части закрепления в нем отсылочной нормы к положениям Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" при регулировании вопросов, связанных с осуществлением лицензирования космической деятельности.
В связи с тем, что частью 1 статьи 38 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" определено, что лицензии и иные разрешительные документы, выданные Федеральным космическим агентством юридическим лицам, продолжают действовать в пределах установленных в них сроков, по истечении которых такие лицензии и разрешительные документы выдаются Корпорацией в установленном порядке, а в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензии действуют бессрочно, может возникнуть коллизия данных норм. С целью ее устранения законопроектом предлагается в части 1 статьи 38 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" слова "лицензии и иные разрешительные документы" заменить словами "разрешительные документы" и предусмотреть, что порядок действия лицензий на осуществление космической деятельности, выданных Федеральным космическим агентством, определяется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, законопроектом предусмотрены переходные положения в части указания на то, что лицензии на осуществление космической деятельности, выданные Корпорацией до вступления в силу законопроекта, сохраняют свое действие, и в части распространения действия Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" на отношения, связанные с осуществлением лицензирования космической деятельности в соответствии с лицензиями на осуществление космической деятельности, выданными Корпорацией до вступления в силу законопроекта.
Следует отметить, что законопроект не устанавливает нового законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением лицензирования космической деятельности, и применение новых правил к ранее сложившимся правоотношениям.
Во избежание необоснованных расходов лицензиатов на переоформление лицензий, положениями абзаца второго пункта 3 статьи 5 и абзаца второго статьи 6 законопроекта предлагается установить, что порядок действия лицензий, выданных до дня вступления указанного законопроекта в силу, определяется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца второго пункта 3 статьи 5" следует читать "абзаца второго пункта 3 статьи 4"
Принятие законопроекта не повлечет установления новых обязанностей, запретов и ограничений для лицензиатов и соискателей лицензии по сравнению с существующими в настоящее время.
Принятие законопроекта позволит Корпорации осуществлять лицензирование космической деятельности в соответствии с нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что будет способствовать проведению единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности, организации и осуществления государственного контроля (надзора) и в целом окажет положительное воздействие на развитие отечественной ракетно-космической промышленности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации но вопросам лицензирования космической деятельности"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предусмотренные положениями указанного Федерального закона полномочия Госкорпорации "Роскосмос" будут реализовываться в рамках имеющейся предельной численности работников Госкорпорации "Роскосмос" и бюджетных ассигнований, предусмотренных ей на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" потребует внесения изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях уточнения административных процессуальных полномочий Госкорпорации "Роскосмос" при осуществлении лицензионного контроля в сфере лицензирования космической деятельности.
Наименование соответствующего законопроекта: "О внесении изменений в статьи 19.5 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения полномочий Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по осуществлению лицензионного контроля".
Обоснование необходимости подготовки законопроекта: необходимость процессуального закрепления полномочий должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" по полноценному осуществлению лицензионного контроля в сфере космической деятельности в части:
наделения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях;
установления административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания Госкорпорации "Роскосмос" об устранении нарушений лицензионных требований в области лицензирования космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке законопроекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Срок подготовки и принятия законопроекта: одновременно с подготовкой федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (организаций), подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности"
I. Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования космической деятельности" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
II. В связи с принятием законопроекта потребуется издание проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности", которым одновременно будет признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г, N 160 "О лицензировании космической деятельности".
Также необходимо будет внести изменение в:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" в части распространения сферы его регулирования на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению лицензирования в связи с тем, что Госкорпорация "Роскосмос" не является органом государственной власти, но при этом наделена государственно-властными полномочиями по осуществлению лицензионного контроля;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения" в целях распространения сферы его действия на Госкорпорацию "Роскосмос".
Обоснование необходимости подготовки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления):
статьи 1 и 3 законопроекта, согласно которым лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), согласно пункту 1 части 2 статьи 5 которого Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности (в данном случае - космической деятельности), в том числе перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении такой деятельности, подлежащих лицензированию, и лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам. Кроме того, согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирующие органы осуществляют подготовку докладов о лицензировании и об эффективности такого лицензирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минобороны России.
III. Для реализации положений законопроекта потребуется издание следующих приказов Госкорпорации "Роскосмос":
1. "Об утверждении административного регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" по представлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности".
Одновременно необходимо будет признать утратившим силу приказ Роскосмоса от 20 марта 2013 г. N 63 "Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по предоставлению государственной услуги по осуществлению лицензирования космической деятельности" (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2013 г. N 28893).
Обоснование необходимости подготовки: пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, должны предоставлять их в соответствии с административными регламентами; пункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также формы уведомлений, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов.
Принятие указанного приказа необходимо в целях реализации Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензирования космической деятельности, ведению реестра выданных лицензий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
2. "Об утверждении административного регламента исполнения Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 1, 2 и 3 законопроекта, в соответствии с которыми на лицензирование космической деятельности распространяются положения Федерального закона N 99-ФЗ и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ); пункт 7 части 2 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от N 294-ФЗ, в соответствии с которыми органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля, должны исполнять государственную функцию по контролю в соответствии с административными регламентами; подпункт 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, в соответствии с которым лицензирующий орган утверждает формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению лицензионного контроля космической деятельности.
Приказ будет содержать следующие положения: предмет государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности, права и обязанности соответствующих должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос";
требования к порядку исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
порядок и формы контроля за исполнением государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Госкорпорации "Роскосмос" и (или) ее должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
блок-схема исполнения указанной государственной функции;
формы предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
3. "О подготовке и представлении доклада о лицензировании космической деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования космической деятельности и методике его проведения".
Обоснование необходимости подготовки: статьи 1 и 3 законопроекта, согласно которым лицензирование космической деятельности осуществляется в соответствии пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ, который к полномочиям лицензирующих органов относит проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании.
Принятие указанного приказа необходимо в целях обеспечения осуществления Госкорпорацией "Роскосмос" полномочий по осуществлению мониторинга эффективности лицензирования.
Приказ будет содержать следующие положения: правила подготовки и представления доклада о лицензировании космической деятельности;
перечень сведений, включаемых в доклад о лицензировании космической деятельности;
показатели мониторинга эффективности лицензирования космической деятельности.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос"; соисполнители: Минэкономразвития России.
4. "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которой Госкорпорации "Роскосмос" как контролирующему органу будет вменяться в обязанность осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ей программами профилактики нарушений обязательных требований.
Приказ будет содержать: цель и задачи программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении космической деятельности;
ожидаемые результаты и срок реализации указанной выше программы;
план-график проведения соответствующих профилактических мероприятий;
перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
5. "Об утверждении перечня должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований".
Обоснование необходимости: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статья 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения", в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" в рамках законодательно вмененной обязанности объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований должна будет утвердить перечень должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных принимать решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
6. "О служебных удостоверениях должностных лиц Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля космической деятельности".
Обоснование необходимости подготовки: статья 2 законопроекта, согласно которой положения Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на деятельность Госкорпорации "Роскосмос" по осуществлению государственного контроля (надзора); статьи 14 и 18 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которыми должностные лица органа государственного контроля при проведении государственного контроля обязаны предъявлять свои служебные удостоверения.
Приказом будет утвержден образец служебного удостоверения должностных лиц Госкорпорации "Роскосмос", уполномоченных на проведение лицензионного контроля в сфере космической деятельности, и вкладыша к нему, а также порядок выдачи указанных служебных удостоверений.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
Предполагаемый срок подготовки указанных выше проектов: в течение трех месяцев после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерацией во втором чтении. Более конкретные сроки подготовки проектов будут определены Правительством Российской Федерации после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении (пункты 91.1 и 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.