Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 549709-7 "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов"
Досье на проект федерального закона
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью приведения системы военных судов в соответствие с Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ), в рамках которого в системе судопроизводства было выделено самостоятельное звено надсубъектных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, в том числе кассационного и апелляционного военного суда.
Следует отметить, что в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных государственных органах Российской Федерации осуществляют правосудие 12 окружных (флотских) военных судов и 107 гарнизонных военных судов (в том числе 5 гарнизонных военных судов осуществляют правосудие за пределами Российской Федерации). В военных судах Российской Федерации проходят службу 884 судьи (по штату). В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих.
В судебной системе Российской Федерации военные суды относятся к специализированным судам. В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон).
Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в частности в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и других федеральных органах власти.
В соответствии с положениями статей 1 и 8 Федерального конституционного закона количество и дислокация военных судов определены исходя из территории, на которой дислоцированы обслуживаемые войска, численности войск и штатной численности судей с тем, чтобы были обеспечены реализация принципа доступа военнослужащих к правосудию и равномерная судебная нагрузка по рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов о применении дисциплинарного ареста в военных судах.
Соблюдение вышеуказанного принципа позволяет обеспечить оперативность рассмотрения судебных дел и доступность правосудия для всех военнослужащих, подпадающих под юрисдикцию военных судов и проходящих военную службу на территориях всех субъектов Российской Федерации. Это связано также с необходимостью оптимизировать бюджетные расходы на возмещение судебных издержек, связанных с затратами на прибытие к месту проведения судебных заседаний, командировочными, почтовыми и иными расходами.
Таким образом, согласно указанным положениям Федерального конституционного закона военные суды создаются по территориальному принципу в округах, на флотах и в гарнизонах.
При этом, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" с 1 декабря 2010 года в Российской Федерации существуют четыре военных округа - Западный, Южный, Центральный и Восточный, которые являются основной военно-административной единицей Российской Федерации.
Окружные (флотские) военные суды в настоящее время действуют в пределах соответствующих судебных округов, включающих по несколько субъектов Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Четыре окружных военных суда (Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский), в соответствии с определенной им законом подсудностью, рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности, значительная часть военных судов обслуживает ракетные войска стратегического назначения, войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим конвенционным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны, объединения, соединения и части, несущих постоянное боевое дежурство и боевую службу (войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12 Главного управления, 9 Центрального управления, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы специальных объектов, Сил специальных операций и др.).
Учитывая изложенное, поскольку военные суды Российской Федерации образуют самостоятельную систему специализированных судов общей юрисдикции, данным законопроектом предлагается изменить наименования советующих окружных (флотских) военных судов и привести их систему в соответствие не только с существующим военно-административным делением, но и с местонахождением и количеством образованных окружных управлений войск национальной гвардии Российской Федерации, а также с положениями Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ, предусматривающего создание апелляционного военного и кассационного военного судов общей юрисдикции.
В этих целях предлагается, упразднив 3-й окружной военный суд, образовать на его базе апелляционный военный суд с местом постоянного пребывания в городском округе Власиха Московской области, а также упразднить Западно-Сибирский окружной военный суд, образовав на его базе кассационный военный суд с местом постоянного пребывания в городе Новосибирск Новосибирской области.
Дополнительных расходов из федерального бюджета создание кассационного и апелляционного военных судов не потребует, поскольку их предполагается создавать на базе действующих окружных военных судов (3 и Западно-Сибирского окружных военных судов).
Апелляционный военный суд в пределах своей компетенции будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и будет непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным военным судам.
Кассационный военный суд в пределах своей компетенции будет рассматривать дела в качестве судов кассационной инстанции, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа окружным военным судам.
Создание кассационного и апелляционного военных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей военных судов, которая высвободится в результате передачи полномочий окружных (флотских) военных судов по рассмотрению дел в кассационном порядке и с использованием занимаемых ими зданий.
Таким образом, изменение организационной структуры военных судов, создание апелляционного и кассационного военных судов не потребуют увеличения штатной численности судей военных судов.
На вновь создаваемых вышеуказанных военных судах будут замыкаться шесть окружных военных судов, действующих на территории судебных округов, охватывающих всю территорию Российской Федерации.
Два окружных военных суда (Приволжский окружной военный суд (г. Самара) и Уральский окружной военный суд (г. Екатеринбург) предлагается объединить в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в г. Екатеринбурге, при этом образовать постоянное судебное присутствие окружного военного суда в г. Самаре.
Также, с учетом приведения в соответствие с наименованиями существующих военных округов Военных Сил Российской Федерации, предлагается Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды переименовать во 2-ой Восточный, 1-ый Восточный, 2-ой Западный и Южный окружные военные суды соответственно.
В связи с упразднением 3 окружного военного суда необходимо внести изменения в систему подведомственных данному суду гарнизонных военных судов, объединив их с гарнизонными военными судами, дислоцированными в одном или близлежащем населенном пункте.
Так, предлагается объединить: Владимирский и 95 гарнизонные военные суды (г. Владимир), создав один гарнизонный военный суд, Балашихинский (г. Балашиха) и Реутовский (г. Реутов) гарнизонные военные суды, создав один гарнизонный военный суд, 94 и 235 гарнизонные военные суды (г. Москва), создав один гарнизонный военный суд, Краснознаменский и Одинцовский гарнизонные военные суды (г. Одинцово), также создав один гарнизонный военный суд, передав указанные суды по подведомственности во 2-й Западный окружной военный суд, 101 и Оренбургский гарнизонные военные суды (г. Оренбург), создав один гарнизонный военный суд и передав его по подведомственности в Центральный окружной военный суд (г. Екатеринбург), Омский и 61 гарнизонные военные суды (г. Омск), создав один гарнизонный военный суд, Черемховский и Иркутский гарнизонные военные суды (г. Иркутск), создав один гарнизонный военный суд, передав их по подведомственности во 2-ой Восточный окружной военный суд (г. Чита).
В законопроекте также предлагается установить юрисдикцию вновь создаваемых гарнизонных военных судов, распространив ее на соответствующие территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов"
Предполагается, что подлежащие сокращению судьи и работники аппаратов 3 окружного военного суда и Западно-Сибирского окружного военного суда, а также гарнизонных военных судов будут трудоустроены в кассационный и апелляционный военные суды и другие военные суды, а также на должности в создаваемых судебных присутствиях.
В связи с этим расходы на выплаты, связанные с увольнением и переводом государственных служащих и судей, не потребуются.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием настоящего законопроекта, может быть осуществлено за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
Таким образом, представляется, что в результате принятия настоящего Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием Федерального закона "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов"
Принятие Федерального закона "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.