Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 549737-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Досье на проект федерального закона
Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью создания кассационного и апелляционного военных судов в соответствие с Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием каспсационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции", а также для приведения юрисдикции военных судов в соответствии с изменениями, предполагаемыми в связи с внесением проекта федерального закона "О создании, упразднении некоторых военных судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых военных судов" (далее - проект федерального закона).
Следует отметить, что в судебной системе Российской Федерации военные суды относятся к специализированным судам. В соответствии с части 2 статьи 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.
Количество и дислокация военных судов определены исходя из территории, на которой дислоцированы обслуживаемые войска, численности войск и штатной численности судей с тем, чтобы были обеспечены реализация принципа доступа военнослужащих к правосудию и равномерная судебная нагрузка по рассмотрению административных, гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, материалов о применении дисциплинарного ареста в военных судах.
Окружные (флотские) военные суды в настоящее время действуют в пределах соответствующих судебных округов, включающих по несколько субъектов Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
В настоящее время четыре окружных военных суда (Дальневосточный, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский), в соответствии с определенной им законом подсудностью, рассматривают уголовные дела о преступлениях террористической направленности.
Таким образом, поскольку военные суды Российской Федерации образуют самостоятельную систему специализированных судов общей юрисдикции, предлагается привести их систему в соответствие с проектом федерального закона, предусматривающим упразднение и образование соответствующих окружных военных судов, а также их переименование, направленное на приведение в соответствие с существующими военными округами Военных Сил Российской Федерации в рамках действующего военно-административного деления Российской Федерации, а также изменить их организационную структуру, в целях создания апелляционного и кассационного военных судов общей юрисдикции.
В этих целях предлагается, упразднив 3-й окружной военный суд, образовать на его базе апелляционный военный суд с местом постоянного пребывания в городском округе Власиха Московской области, а также упразднить Западно-Сибирский окружной военный суд, образовав на его базе кассационный военный суд с местом постоянного пребывания в городе Новосибирск Новосибирской области.
В связи с упразднением Западно-Сибирского и 3-го окружных военных судов, а также созданием Центрального окружного военного суда необходимо внести соответствующие изменения в территориальную юрисдикцию окружных (флотских) военных судов, в том числе связанную с рассмотрением дел террористической направленности.
С этой целью предлагается внести в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" следующие изменения, установив юрисдикцию Центрального окружного военного суда на территории Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Пермского края, Кировской области, Оренбургской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Ульяновской области, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В связи с упразднением 3 окружного военного суда также необходимо признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 345-ФЗ "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов"
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием настоящего законопроекта, может быть осуществлено за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судов общей юрисдикции.
Таким образом, представляется, что в результате принятия настоящего Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов*'
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.