Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 550725-7 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования" (далее - проект закона, реестр недобросовестных водопользователей) направлен на устранение случаев недобросовестного использования водных объектов, а также совершенствование процедуры проведения аукциона на право заключения договора водопользования путем введения института реестра недобросовестных водопользователей.
Предлагаемые изменения основаны на следующем.
Отношения, связанные с предоставлением права пользования водными объектами, регулируются Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и принятыми в его реализацию подзаконными актами.
Водный кодекс предусматривает возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
С учетом сложившейся практики правоприменения при предоставлении права пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование выявлены случаи нецелевого использования водных объектов и несоблюдения условий разрешительных документов.
Практика участия в аукционах по приобретению права на заключение договора водопользования показывает, что в аукционах нередко участвуют и побеждают физические и юридические лица, не заинтересованные в дальнейшем в использовании акватории водного объекта и целью которых является извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в аукционе либо за переуступку права пользования акваторией.
В связи с этим добросовестные хозяйствующие субъекты могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность, связанную с использованием водных объектов, либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией водного объекта.
В реестр недобросовестных водопользователей могут быть включены лица, которые являются победителями аукциона, но отказываются от заключения договора водопользования, а также водопользователи, осуществляющие нецелевое использование водного объекта и нарушающие водное законодательство (пункт 2 части 3 статьи 10 Водного кодекса).
В настоящее время аналогичный механизм правового регулирования предусмотрен отраслевыми законодательными актами - Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающими ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений и реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) соответственно.
Двухлетний срок нахождения информации о недобросовестных водопользователях в реестре установлен по аналогии со сроками включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который предусматривает в том числе включение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми государственные контракты расторгнуты по решению суда.
Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами.
С учетом необходимости подготовки подзаконного акта, устанавливающего порядок ведения реестра недобросовестных водопользователей, полномочие по ведению которого будет возложено на Росводресурсы, вступление в силу законопроекта предполагается по истечении ста восьмидесяти дней с даты его официального опубликования.
Реализация предлагаемого правового регулирования будет осуществляться Росводресурсами в пределах установленной предельной численности работников его центрального аппарата и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования" не потребует признания утратившими силу, а также принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования" потребует разработки следующих проектов нормативных правовых актов:
1) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: утверждение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования, полномочие по ведению которого будет возложено на Росводресурсы.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России, Росводресурсов;
2) проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в части введения оснований для отказа в предоставлении водного объекта в пользование в случае наличия сведений о водопользователе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия Государственной Думой Федерального Собрания законопроекта во втором чтении.
Содержание нормативного правового акта: введение оснований для отказа в предоставлении водного объекта в пользование в случае наличия сведений о водопользователе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Ответственные исполнители - Минприроды России при участии Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России, Росводресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.