Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 551845-7 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - законопроект) разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ).
Пунктом 13 Указа установлена задача обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
Законопроектом предлагается провести до 2028 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) эксперимента по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Новым режимом смогут воспользоваться физические лица, получающие доходы от деятельности при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.
Эксперимент проводится в четырех субъектах Российской Федерации. Налогоплательщиками налога будут являться физические лица, местом ведения деятельности которых является территория одного из субъектов Российской Федерации, входящих в эксперимент.
Регистрация физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" (далее - мобильное приложение), бесплатно устанавливаемое на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшетный компьютер) налогоплательщика.
При осуществлении расчетов покупателю с использованием мобильного приложения выдается фискальный чек, данные которого автоматически передаются в налоговый орган.
Также предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом через оператора электронной площадки или кредитную организацию.
Уплата налога будет осуществляться ежемесячно на основании полученного от налогового органа в мобильное приложение уведомления. После зачисления в бюджет налог будет распределяться органами Федерального казначейства в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по установленным нормативам.
В качестве преимуществ предлагаемого налогового режима налогоплательщику предоставляется налоговый вычет на развитие в размере 10 тыс. рублей для оплаты им части сумм исчисленного налога. Кроме того, налогоплательщики не представляют налоговую отчетность по налогу.
В целях применения режима налогообложения для налогоплательщиков установлено пороговое значение дохода в размере не более 2,4 млн. рублей в год.
Применяющие режим налогообложения налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом, налога на добавленную стоимость. Кроме того, плательщикам налога дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов.
Законопроектом предусматриваются особенности применения имущественного налогового вычета при продаже имущества, используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, перехода налогоплательщика налога на профессиональный доход на применение специальных налоговых режимов и обратно, особенности учета расходов у организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары (работы, услуги) у налогоплательщиков налога на профессиональный доход.
Реализация соответствующего правового механизма позволит решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан, в том числе за счет простоты регистрации в качестве налогоплательщика такого режима, а также исключения формирования отчетности. Принятие законопроекта позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правом поле, а соответственно и поступления от них дохода бюджет.
Положения проекта федерального закона не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - законопроект) потребует доработку существующего информационного комплекса ФНС России для предоставления физическим лицам доступа к соответствующим технологическим сервисам, в том числе:
1. Программный комплекс для удаленной регистрации и постановки на учет;
2. Технические средства администрирования налогового режима (расчет, начисление, уплата, работа с задолженностью и т.д.);
3. Программные интерфейсы для взаимодействия с внешними информационными системами (интернет-площадки, ведомственные информационные системы);
4. Функционал личного кабинета физических лиц, как получающих доходы от профессиональной деятельности, так и потребителей товаров и услуг.
Общие затраты на реализацию законопроекта оцениваются в 2 261,6 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
4. Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" потребует также разработки и принятия следующих правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
Порядок использования мобильного приложения "Мой налог".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - ФНС России.
Требования (критерии) к операторам электронных площадок.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.